На прошлой неделе, 13 июля, Верховная Рада Украины одобрила лишение депутатской неприкосновенности, задержание и арест народного депутата Михаила Добкина. Депутат подозревается в сговоре группы лиц для злоупотребления служебным положением и содействии мошенничеству с целью завладения 78 га земли в Харькове стоимостью более 220 млн грн.
Спустя два дня Печерский райсуд Киева избрал Добкину меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 2 месяца. Правда, суд предоставил ему возможность внесения залога в сумме 50 млн гривен.
Как отметил сам Добкин после оглашения приговора в комментарии журналистам, суд дал ему 5 суток для возможности внести залог.
"В случае невнесения будет арест ... Откуда такая сумма залога, не понятно. Денег на залог у меня нет, чтобы их собрать, мне нужно продавать дом", --отметил он и добавил, что с решением суда не согласен.
Перед тем, как судья принял окончательное решение, Добкин попросил у суда применить к нему меру пресечения в виде поручительства и личного обязательства.
Также депутат призвал суд не удовлетворять ходатайство прокуратуры, так как оно "надуманное".
А вот прокуратура не только не думает, что обвинение «надуманное, но даже просила суд увеличить сумму залога в три раза, т. е. до 150 млн гривен.
Чем закончится столь эффектно начатое расследование? Что это – очередной мыльный пузырь или вопиющая «зрада», о которой раньше никто и не догадывался? И, наконец, кто из депутатов станет следующим в этом процессе массового очищения, который больше напоминает игру на публику? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические события на несколько ходов вперед.
Виталий Кулик, политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества:
Если говорить о том, кто станет следующим после Добкина, то тут есть один момент: я сомневаюсь, что депутаты будут голосовать за арест. Не исключено, что кто-то отделается легким испугом в виде снятия неприкосновенности, но ареста не будет.
Следующим может быть Вилкул, Бойко, Левочкин. Кроме того, в этот список может войти ряд персонажей из президентской фракции. Однако я не думаю, что список будет ограничен БПП, в котором есть люди, связанные с крупным бизнесом и лоббированием. Прокуратура пока не анонсировала, но уже очевидно, что это будут люди, связанные с аграрным бизнесом и банковской сферой. Кроме того, в «Народном фронте» также есть целый список вероятных претендентов на снятие.
Скорее всего, будет еще одна волна, но меня больше волнует результат. Если депутаты будут снимать неприкосновенность, но при этом не дадут добро на арест, то, соответственно, это больше политическое шоу и имитация борьбы с коррупцией. Если же будут давать разрешение на арест, то, опять-таки, есть вопрос: депутат выходит под залог и ведет себя как публичный политик и сводит все обвинения к разговорам о политических преследованиях. И совсем не факт, что дело по тому же Добкину будет доведено до конечного результата в виде вынесения приговора.
Юрий Палийчук, политический эксперт:
Сейчас очень сложно сказать, кто будет следующим после Добкина. В Верховной Раде у нас 422 депутата. Как минимум, половину из них смело можно привлекать к уголовной ответственности. Это могут быть любые фамилии. Если говорить о том, каким будет финал в истории с Добкиным, то тут решение будет принимать суд, а не Верховная Рада и не Генеральный прокурор Украины. Сейчас сложно делать прогноз относительно Добкина, но, с другой стороны, Ефремов ведь совершенно реально сидит в СИЗО и сидит уже не первый месяц.
Правда, в отличие от Добкина Ефремов не был народным депутатом. Учитывая, что у Добкина экономическая статья, в СИЗО он сидеть не будет, за него внесут залог. Если же говорить о том, будет ли результат, то за последние годы сложно вспомнить хотя бы одно уголовное дело относительно народного депутата, которое было бы доведено до конца. Вспомните историю с Мосийчуком. Его лишили неприкосновенности, посадили в СИЗО, а потом он выиграл все суды и достаточно быстро восстановил свою репутацию, и сейчас он один из спикеров Радикальной партии Ляшко.
Олег Соскин, политолог, директор Института трансформации общества:
Я думаю, что история с Добкиным может стать финалом, Добкин может оказаться последним в списке фигурантов громких арестов. То, что мы сейчас видим, это только начало мощнейшего противостояния между депутатскими группами и соответственно финансово-корпоративными группами и самой мощной группой на сегодняшний день – финансово-корпоративной клановой группой семьи Порошенко. Это сам Порошенко, его отец, жена и т. д.
Думаю, что сейчас усилится риск импичмента. Я считаю, что Порошенко – незаконный президент. Он временный президент. Выборы должны были быть в марте 2015 года. А сейчас у Порошенко еще и нет опоры в международном сообществе, он там ровным счетом никому не нужен. А внутри страны у него тоже нет такой опоры, и вот здесь, скорее всего, и будет столкновение.
Атака на того же Добкина, на Полякова, на Розенблата и других спровоцирует открытую волну против Порошенко. Ведь, по сути, никто никуда не делся -- ни Онищенко со своими записями, ни Новинский, ни все остальные. Они все есть, и им есть что сказать. То есть врагов у Порошенко становится все больше и больше. Есть очень много людей, которые просто физически его ненавидят. Нужно понимать, что это не просто люди, за каждым из них стоит определенная группа. Один только Коломойский чего стоит, и, поверьте, в «Привате» сейчас все только начинается. Порошенко противостоят серьезные группы, кроме того, на сегодняшний день в Верховной Раде у него нет большинства. А после того, как они таким образом поступили с Добкиным, группа «Видродження» и «ОппоблокОппооблок» тоже поняли, что с Порошенко лучше не иметь дела, что он обманет. Мы с вами видим только верхнюю часть айсберга, но ведь там каждый день происходят какие-то терки, встречи и т. д. Я уверен, что Порошенко нарушил договоренности, которые у него были с Добкиным. Поэтому после Добкина столкновения серьезно усилятся. Я думаю, что сейчас произойдет объединение многих сил против Порошенко, чтобы разрешить мирным путем этот антагонизм между Порошенко и его группой. Именно поэтому Порошенко нужно устранить всех конкурентов.
Сегодня запугивание приведет к обратному результату, к еще большему противодействию. Порошенко и его семья уже всем надоели, и все понимают, что нужно снимать -- через импичмент, через отставку, да как угодно.
Юрий Сиротюк, политический эксперт:
Тут сложно ограничиться несколькими фамилиями. В первую очередь, к уголовной ответственности должны быть привлечены все те депутаты, которые привели войну в Украину. А эти депутаты до сих пор сидят в «Оппозиционном блоке». Я не следователь и не прокурор, но хотелось бы, чтобы в этой стране действительно все были равны перед законом.
Я начинал бы не с депутатов. Я начинал бы с Ахметова, с Коломойского, с Пинчука, с Медведчука. У нас руководством страны и управлением финансами занимается группа олигархов, у которых, кстати, нет неприкосновенности, но которых никто и никогда не допрашивает, не арестовывает и не задерживает.
В парламенте в основном сидят пешки. А вот кукловоды у нас находятся за стенами парламента. Также я не стал бы забывать об Арсении Яценюке, который в разгар войны занимался огромной коррупцией. Один только проект «Стена» чего стоит. Но ведь его почему-то никто на допросы не вызывает. То есть в Украине есть кого вызывать на допрос, но нашу власть интересует процесс, а не результат. Мы сейчас видим процесс подминания президентом парламента, причем никто не верит в то, что хотя бы одно дело дойдет до логической развязки.
А что касается парламента, то поскольку в таких громких арестах еще не фигурировали представители «Батькивщины» и «Самопомощи», то я не исключаю, что могут найти каких-нибудь козлов отпущения из этих двух фракций.
Но в целом то, что мы сейчас видим, никоим образом не похоже на свершение правосудия в Украине. Это игра, причем игра без юридического результата. Возможно, будет политический результат, так как президент очень хочет перекроить парламент под себя, но юридического результата нет и не будет. Уже давно никто не верит в то, что хотя бы одно дело, касающеся кого-нибудь из депутатов, действительно закончится вынесением приговора.
Сейчас это лишь момент политической игры, причем, повторяю, без политических последствий. Рыба гниет с головы. Войну и нынешнюю ситуацию сформировал олигархат, ни один олигарх не имеет неприкосновенности. Ни один олигарх в Украине не заработал свой капитал честным путем. Никто из них не является вундеркиндом, никто из них не придумал Фейсбук и не создал Apple. Все они преступным путем присвоили часть государственной собственности, создали закрытую политическую систему, при которой они являются кукловодами, а в парламенте сидят куклы. Поэтому, пока не будет глобальной антиолигархической кампании, никаких результатов мы не увидим. Даже если кого-то из депутатов посадят, олигархи тут же посадят на его место своего следующего преемника.
Мне кажется, что следующие аресты будут в рядах бывших регионалов, так как у них коррупция была очень сильно распространена. Разумеется, они умело ее прятали, они разбирались не только в коррупции, но и в способах ее сокрытия, масштабы были огромными. Поэтому я думаю, что следующим, скорее всего, будет кто-тдо из них.
Что касается ситуации с Добкиным. Если говорить о том, увидим ли мы реальный приговор или это просто момент политического давления, то нужно понимать, что исключать политику нигде нельзя. Но я думаю, что сейчас судьи настроены на то, чтобы вернуть себе некое доверие, и они не заинтересованы в том, чтобы лишний раз самих себя подставлять. Поэтому я не исключаю, что мы можем увидеть реальные приговоры.
Что касается разговоров о том, что Добкин Порошенко не по зубам и в случае, если Добкин подключит свое окружение, Порошенко ожидает импичмент, то я думаю, что это маловероятно. Добкин был просто ширмой. Если у Порошенко получилось остановить российскую агрессию, то такая мелочь, как Добкин, вообще ничего не значит. Добкин – это всего-навсего человек, которому Кернес рассказывал, как нужно разговаривать по телевизору.
***
За последние несколько лет мы с вами не раз были невольными свидетелями громких арестов. Камеры, журналисты, перепуганные глаза фигуранта и… миллионный залог. Простите, а на каких подработках можно заработать 50 миллионов? Если человека арестовывают за коррупцию, но при этом дают ему возможность откупиться миллионами, которые априори невозможно заработать честным путем, это скорее напоминает ролевую игру в борьбу с коррупционерами, нежели настоящие потуги что-то изменить. Главное, что суть игры достаточно проста: поймали нарушителя, сфотографировались с ним, сняли все это дело на камеры и отпустили. Но самое обидное, что во всем этом спектакле мы с вами не зрители, а пешки, сознанием которых манипулируют.