Во время переговоров с представителями государств, выступающих против президента Сирии Башара Асада, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что США не будут сотрудничать с Россией в военной сфере до тех пор, пока Кремль не признает, что не все представители сирийской оппозиции являются террористами. Интересно, что данный ультиматум последовал за переговорами Рекса Тиллерсона и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Бонне, которые положительно оцениваются российскими масс-медиа.
О координации военных действий в Сирии и размежевании радикально-исламистских организаций ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра от Сирийской свободной армии и умеренно исламистских противников Башара Асада Соединенные Штаты и Россия договорились ещё в конце прошлого года. Однако после штурма г. Алеппо, основного опорного пункта ССА, войсками Башара Асада при поддержке российской военной авиации экс-президент США Барак Обама заморозил данное сотрудничество. Российская сторона до последнего питала надежды на то, что новая администрация республиканцев не будет препятствовать поддержке режима Башара Асада. В период предвыборной кампании в риторике действующего президента США Дональда Трампа звучали скептические нотки в отношении того, что умеренно исламистская сирийская оппозиция является действенной военной и политической силой. Трамп выражал заинтересованность в сотрудничестве с Россией в борьбе с ИГИЛ. Даже в Дамаске с энтузиазмом восприняли победу Трампа на выборах в США. В одном из своих последних заявлений президент Сирии Башар Асад поддержал возможность введения американских войск на сирийскую территорию ради сотрудничества США и РФ в борьбе с радикальными исламистами.
Однако позиция Вашингтона по отношению к Москве меняется, как погода в океане. Республиканцы повышают ставки перед предстоящими этим летом переговорами президента Дональда Трампа с его российским коллегой Владимиром Путиным. Рекс Тиллерсон дал понять российской политической элите, что к власти в США пришли жёсткие люди, которые не будут играть в одни ворота. Мнение Тиллерсона, бывшего председателя правления нефтяной компании Exxon Mobil (потеряла из-за антироссийских санкций 1 млрд. долл. в экономике РФ), который с подачи СМИ заработал имидж друга Путина, перекликается с позицией министра обороны США Джеймса Меттиса. Генерал Меттис считает, что на текущий момент условия для военного сотрудничества с Россией отсутствуют. Республиканцы дают понять Кремлю, что готовы сотрудничать в Сирии и где бы то ни было, если будут учтены американские интересы.
США заинтересованы вывести сирийские нефтяные месторождения из-под контроля ИГИЛ, используя отдельные стороны конфликта, включая курдов и умеренных исламистов. На территории Сирии радикальные исламисты добывают около 34-40 баррелей нефти в сутки, которая затем продаётся на чёрном рынке по заниженным ценам (25-45 долл. за баррель). Сирийский конфликт будет продолжаться до тех пор, пока ИГИЛ имеет возможность обогащаться, контролируя нефтяные месторождения. Белый дом заинтересован в присутствии в государственных органах власти Сирии представителей оппозиционных сил, которые могут лоббировать переход нефтегазовых месторождений в концессии нефтяным компаниям США и Персидского залива. Увеличение объёмов добычи сирийской нефти обвалит цены на мировом рынке, что отвечает интересам США, которые зависимы от импорта чёрного золота. Добыча нефти на севере Сирии достигает 20 тыс. баррелей в сутки и приносит 288 млн. долл. прибыли в год.
Америке не выгодно оставлять без внимания сирийскую оппозицию потому, что она может стать мостом для налаживания отношений с Турцией. До прихода к власти президента-исламиста Реджепа Эрдогана Турция наравне с Израилем была опорой США на Ближнем Востоке. Эрдоган пытается добиться регионального лидерства Турции и восстановить сферу влияния бывшей Османской империи. А Соединенные Штаты воспринимаются как геополитический конкурент. После неудачного военного переворота прошлым летом Анкара обвинила Вашингтон в попытке сменить режим силовым путём. Турция сотрудничает с Россией в строительстве газопровода «Турецкий поток» и координирует военные действия в Сирии с российскими военными.
В то же время Турция и РФ делают ставки в сирийском конфликте на разные стороны. Россия поддерживает режим Башара Асада в борьбе с сирийской оппозицией, которую спонсирует Турция. Сотрудничество с Россией не повысило безопасность Турции, где регулярно происходят теракты. В прошлом году радикальные исламисты и курдские сепаратисты совершили свыше 20 терактов на территории Турции, в результате которых не обошлось без жертв. Сотрудничество со США выгодно Турции для противодействия террористической угрозе. На мюнхенской конференции по вопросам безопасности министр обороны Турции Ышик Фикри заявил, что НАТО не уделяет достаточно внимания юго-восточному флангу. Заставляя Россию прекратить военные действия против сирийских оппозиционеров, США создают условия для возрождения турецкого доверия.
Ультиматум Тиллерсона в Сирии -- это проверка России на способность договариваться. Если США и Россия смогут договориться о военном сотрудничестве в Сирии, то можно будет найти взаимопонимание по вопросу отмены антироссийских санкций. На полях мюнхенской конференции по вопросам безопасности вице-президент США Майкл Пенс («второй в команде» Дональда Трампа) заявил, что, несмотря на то, что Соединенные Штаты ищут основу для сотрудничества с РФ, они будут привлекать её к ответственности за конфликт на Донбассе и требуют выполнения Минских договорённостей. Ранее пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер констатировал, что Дональд Трамп, который в ходе предвыборной кампании рассматривал возможность признания Крымского полуострова российской территорией, ныне рассчитывает на возвращение Крыма Украине. Свою роль здесь сыграла позиция Конгресса США. Американские законодатели внесли в Конгресс законопроект, ограничивающий возможность Трампа снять антироссийские санкции. Согласно этому документу Белый дом должен предоставить отчет с обоснованием причин для отмены санкций.
В течение 120 дней в Конгресс должен решить, являются ли данные обоснования существенными. Американские законодатели создают условия для того, чтобы затянуть отмену антироссийских санкций до тех пор, пока Россия не прекратит разжигать пламя конфликта на Донбассе.
США нужны от России конкретные шаги по политическому урегулированию конфликтов в Сирии и Украине, чтобы использовать их в качестве обоснования для военного сотрудничества в Сирии. Кремль не заинтересован в том, чтобы политический голос в Сирии получили лоббисты интересов Запада из числа оппозиции режиму Башара Асада. Оппозиционеры смогут лоббировать строительство газопровода из Катара в ЕС через сирийскую территорию. Это не выгодно России, потому что появление катарского природного газа на европейском рынке сократит зависимость ЕС от поставок российского газа.
Таким образом, оснований для отмены антироссийских санкций нет. Обстрелы Авдеевки и позиций украинских военных -- тому подтверждение. Соединенные Штаты дают понять России, что готовы к сотрудничеству лишь при условии возвращения российского внешнеполитического курса в предсказуемое и безопасное для её соседей русло. В противном случае РФ не стоит рассчитывать на потепление отношений со США в ближайшей перспективе.