Различного рода статистические данные и экспертные оценки вызывают не только интерес, но и бурю эмоций, конечно, если их внимательно и правильно читать, а затем еще подать в реальном свете.
Вы будете смеяться, но если верить официальной статистике, то, по сравнению с январем, в декабре 2016 года официальная безработица сократилась. Другое дело, что официальные данные по безработице не говорят фактически ни о чем, поскольку реально речь идет лишь об официально зарегистрированных безработных, о чем далее.
Особо раздражают и одновременно забавляют радостные официальные данные о липовом сокращении безработицы на фоне данных о вымирании населения Украины, каковому придумано «умное» название «депопуляция», чему способствует катастрофическое падение уровня здравоохранения, помноженное на так называемую реформу оного.
Не менее раздражают и забавляют разговоры о якобы сокращении безработицы на фоне безнадежной деиндустриализации страны. Например, специалисты по космической сварке или по высокочастотным преобразователям электрической энергии, в отличие от проклятого советского прошлого, теперь не нужны. Более того, подавляющее большинство обывателей и так называемой элиты даже не знают, что это за специальности такие и для чего они вообще нужны. Впрочем, это правильно, поскольку они уже нам не нужны!
Подавляющее большинство так называемых вакантных мест, предлагаемых так называемым рынком труда, — это сторожа, они же охранники, менеджеры для офисов и мерчандайзеры для торговых центров, они же торгаши, реализаторы на базаре, которые, опять же таки, есть торгаши, и так далее в том же духе. Если к этому присовокупить тотальное падение уровня образования и образованности, то появляется еще один важнейший фактор нынешнего социального бытия в Украине — дебилизация массового обывателя и общества в целом.
Все вышесказанное есть не нагнетание страстей, а суровая правда бытия, подтверждаемая, повторим, данными статистики и различными экспертными оценками.
Впрочем, рассмотрим все указанное немного подробнее.
* * *
Итак, по итогам 2016 года количество официально зарегистрированных безработных действительно сократилось. Если в январе 2016 года официальных безработных насчитывалось немногим более полумиллиона, а точнее почти 509 тысяч человек, то в декабре прошлого года их было без малого 391 тысяча человек.
Неужели кто-то всерьез поверит, что безработица в Украине составляет всего полмиллиона человек или даже меньше? То-то и оно! Но именно количество официальных безработных долгое время в Украине выдавалось за уровень безработицы, хотя все понимали, что это «филькина грамота». Эту лапшу нам и дальше навешивали бы на уши, но вмешалась Международная организация труда (МОТ).
Методика МОТ учитывает общее число трудоспособных, количество тех, кто работает, и тех, кто не работает. Согласно этой методике, по расчетам Государственной службы статистики, уровень безработицы составляет 9% трудоспособного населения.
Правда, тут бы еще понять, сколько у нас этого самого трудоспособного населения, то есть граждан в возрасте от 15 до 70 лет. Считается, что около 21 млн человек. Но если честно, то эта цифра вызывает огромные сомнения. Еще большие сомнения вызывает правомерность отнесения к трудоспособным лиц, которым уже 15 и еще 70 лет.
А главное, складывается впечатление, что реальный уровень безработицы в Украине не известен. Власть, по понятным причинам, не горит особым желанием, чтобы реальный уровень безработицы стал достоянием общественности.
По некоторым оценкам, зарегистрированные безработные составляют примерно пятую часть от реального количества безработных. В этом случае, количество безработных примерно совпадает с оценками по методике Международной организации труда. Но и такие цифры вызывают сомнения и представляются заниженными, поскольку трудно поверить в то, что количество безработных в Украине составляет всего 1,5-2 млн человек. Вообще, все эти расчеты и оценки сомнительны, поскольку даже количество трудовых мигрантов у нас оценивают в диапазоне от 1,5-2 до 7 млн человек.
* * *
Что же касается официально зарегистрированных безработных, то здесь есть интересные особенности.
Столь низкое количество официально зарегистрированных безработных объясняется тем, что граждане, официально не работающие более года, теряют право на пособие по безработице, а потому им нет особого смысла регистрироваться. Кроме того, при регистрации имеют место серьезные бюрократические «заморочки», а потому многие не регистрируются, поскольку, как говорится, «себе дороже».
Фактически регистрируются только те, кто имеет право на пособие по безработице. Особых надежд на трудоустройство при помощи Государственной службы занятости граждане не питают.
В среднем по 2016 году на одно место в среднем претендовали 9 человек, но их количество менялось втрое: от 16 человек на место в январе — до 5,5 человека на место в октябре. Работу через Госслужбу занятости находили в среднем один из 14, но в лучшие месяцы — в апреле и октябре — один из 8. Чаще работу ищут через государственные центры женщины, а не мужчины (55% против 45%), и горожане, а не селяне (60% против 40%).
Словом, эффективность поиска работы через государственные центры занятости, мягко говоря, невелика, а потому нет достаточных оснований для официальной регистрации, кроме, повторим, получения пособия, но эта возможность ограничена.
Но даже данные по официально зарегистрированным безработным свидетельствуют, что после некоторого снижения в середине 2016 года безработица к концу ушедшего года опять начала расти. Количество официальных безработных сокращалось с 509 тысяч человек в январе до 316 тысяч человек в октябре, но затем начался стремительный рост количества безработных до 391 тысячи человек в декабре 2016 года, то есть почти на четверть.
Летнее и осеннее снижение количества официальных безработных объясняют тем, что зарегистрированные были задействованы на сезонных работах, то есть в аграрном секторе, строительстве, курортно-туристической сфере. Также многие были временно заняты на сельхозработах за рубежом, прежде всего в Польше. Имело место и небольшое оживление осенью в отечественной промышленности, хотя особой погоды на рынке труда это не сделало.
В ноябре началась массовая постановка на учет в центрах занятости, чтобы получить справки для оформления субсидий на оплату коммунальных услуг. Затем последовал всплеск официальной регистрации безработных в результате закрытия неработающих субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего физических лиц-предпринимателей, которым с января 2017 года, независимо от доходов, надо платить налог в Пенсионный фонд от 352 до 704 гривен в месяц на одного официально числящегося трудоустроенным.
Кроме того, в декабре 2016 года начались сокращения штатов на фоне новостей о двукратном росте минимальных зарплат с января 2017 года.
Два последних фактора являются прямым следствием новаций правительства по искусственному раздуванию несуществующей зарплаты под названием «минималка-3200». И это только начало. Например, даже в столице, по последним сведениям, уже наблюдаются проблемы с выплатой аванса за январь, поскольку минималку типа подняли, но с оговоркой «в рамках выделенных бюджетных средств», которых не хватает.
Прогнозы по безработице на 2017 год неутешительные. В течение 3-4 месяцев ожидается дальнейший рост официальной и неофициальной безработицы за счет предпринимателей, которые будут закрывать свой бизнес и становиться на учет в центры занятости.
Кроме того, прогнозируется резкое увеличение числа малоквалифицированных безработных из-за двойного повышения с января минимальной зарплаты. Есть данные, что увольнения уже начались в торговле и сфере обслуживания там, где ранее платилась официальная минимальная зарплата 1600 гривен, но с повышением ее в 2 раза персонал начали увольнять. Ожидается также, что многие из уволенных пойдут на биржу труда, но продолжат работать нелегально у того же хозяина.
Словом, здесь весьма кстати высказывание советника правительства Леха Бальцеровича. Он высказался в том смысле, что повышение официальной минималки вдвое до 3200 гривен стало для советников большой неожиданностью и теперь они с интересом наблюдают за последствиями этого «гениального решения».
От себя отметим, что повышение фактически произошло лишь для самых низкооплачиваемых категорий работников, которых оставалось не так уж и много. Для остальных повышение будет только на бумаге, но эта бумажная мера приведет к конкретным проблемам как в макроэкономике, так и на уровне отдельных предприятий и граждан. В дальнейшие подробности вдаваться не будем, поскольку недавно на эту тему уже приходилось писать (https://fraza.ua/analytics/18.01.17/256435/3200-minimalnoe-chislo-djavola-.html).
* * *
Есть еще одна интересная и одновременно тревожная тенденция, на которую почему-то не обращают внимания, хотя она резко повышает относительные показатели безработицы. Речь идет о депопуляции, которая становится все более угрожающей.
По данным ООН, каждый час в Украине умирают 80 человек! Вообще-то, это шоковая информация, свидетельствующая о вымирании страны!
Но нашу власть это, похоже, совершенно не интересует. Более того, чиновники регулярно рассуждают о повышении пенсионного возраста. Впрочем, вымирание населения выгодно власти и олигархам. Из-за развала экономики, падения производства, потребления и экспорта в стране наблюдается явление, которое когда-то Маркс назвал «относительной избыточностью населения». Проще говоря, имеющегося населения слишком много, и правящей верхушке оно в таком количестве не нужно, поскольку работы для них нет, но это лишние голодные рты, получатели коммунальных субсидий, претенденты на рабочие места или пенсионное обеспечение. Иными словами, сокращение населения является действенным способом решения проблемы бедности, безработицы и дефицита Пенсионного фонда и так далее.
Как говорится, нет «человеков» — нет проблем с ними.
Ужасающее состояние здравоохранения, его дальнейший развал под болтовню о «реформах» в исполнении некоей волонтерки без образования, но с американо-диаспорским акцентом, думается, направлены на зачистку территории от той самой «избыточности населения» по Марксу.
В этом и не только в этом смысле очень хорошо недавно высказался руководитель информационно-аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, который заявил, что Украина превращается в «страну трех «Д».
«Во-первых, это деиндустриализация. Никто не задумывается, насколько стары основные фонды остатков украинской промышленности. Износ — 83 процента... Убийство медицины, назовем вещи своими именами. То, что делает эта волонтерка без высшего образования, другими словами назвать нельзя. Образование. Я бы добавил еще одно „Д“ — дебилизация... Третье „Д“ — это депопуляция. В год население Украины становится меньше на цифру, сопоставимую с населением такого областного центра, как Кировоград или Тернополь», — справедливо подчеркнул Золотарев.
В свою очередь, известный экономист, главный научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Сергей Кораблин сдержанно, но впечатляюще объяснил, как низко упала экономика Украины за четверть века постсоветчины и каковы наши мрачные перспективы.
«Даже если мы будем расти на 3% в год, то уровень 1990 года мы достигнем в 2033 году, а при 4% — в 2029 году. То есть через 40–45 лет реформ страна, может быть, выйдет на дореформенный уровень», — заявил Кораблин.
Это даже не обещанный в 1961 году Хрущевым «коммунизм в 1980 году». Это намного безнадежнее! Посчитайте, сколько вам будет через 45 лет и доживете ли вы до того времени...