До начала процесса выхода Великобритании из Евросоюза осталось меньше полугода. Переговоры по поводу реализации Brexit могут начаться в мае текущего года. До этого времени Лондон намерен выторговать у Брюсселя максимально выгодные для себя условия коммерческих связей с ЕС.
Как передаёт британская газета The Times, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй планирует добиваться на предстоящих переговорах о выходе из ЕС сохранения льготных условий в торгово-экономической сфере со странами континентальной Европы, хотя бы для отдельных отраслей британской экономики. В противном случае Великобритания грозится покинуть Общий рынок ЕС в одностороннем порядке.
Британский премьер в данном случае явно блефует. Намерение правительства консерваторов добиться выхода из политических структур ЕС, отказаться от общего внешнеполитического курса и социальной, миграционной политики при сохранении беспошлинной торговли на Общем рынке (Тереза Мэй называет такой подход «мягким» Brexit) является необходимостью ради выживания британского бизнеса.
Согласно соцопросу агентства IoD, три четверти британских бизнесменов поддерживают сохранение членства Великобритании в ЕС. Треть топ-менеджеров из наиболее влиятельных британских компаний, включая Rio Tinto, HSBC, AstraZeneca and Royal Dutch Shell, подготовили коллективное письмо в редакцию газеты The Times, в котором изложили аргументы против Brexit. По данным Конфедерации британской промышленности, если Великобритания покинет Общий рынок («жёсткий» Brexit), то местная экономика потеряет £100 млрд. до 2020 г. Прогнозируется снижение курса нацвалюты — фунта стерлингов на 30%. ВВП Великобритании потеряет 9,5%. После Brexit страна лишится порядка 16 тыс. высококвалифицированных работников из других стран ЕС.
В сохранении свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы со странами Европы заинтересованы транспортные компании, поставщики двигателей, банковский сектор. Производитель авиадвигателей Rolls-Royce поставляет свою продукцию европейским аэрокосмическим компаниям. После референдума, на котором большинство проголосовавших поддержали Brexit, некоторые крупные британские банки стали переводить свои активы и штаб-квартиры в континентальную Европу. Банковская система в ЕС интегрирована. Банки разных европейских стран имеют общие базы данных. После выхода из ЕС британские банки отключат от системы и они потеряют наработанных клиентов из других стран Европы. Заинтересованы в сохранении Великобритании на Общем рынке и отдельные европейские промышленники. Для немецкого производителя автомобилей BMW Великобритания является третьим по величине рынком сбыта после США и Китая.
Поэтому Великобритания постарается договориться с европейскими чиновниками о «мягком» Brexit и сохранить своё присутствие на Общем рынке на условиях, существовавших до подписания Маастрихтского, Ниццкого, Амстердамского и Лиссабонского договоров, которые стали столпами политической интеграции и высокой степени влияния наднациональных органов. Лондон хочет сохранить беспошлинную торговлю с Брюсселем, но не отчислять в ЕС средства, не размещать мигрантов и не предоставлять социальное обеспечение гражданам других стран-членов.
Несмотря на то, что Великобритания не заинтересована участвовать в углублении евроинтеграции, её руководство не желает оказаться в изоляции от европейских дел. Авторитет Соединённого Королевства в Европе используется странами Центрально-Восточной Европы как противовес влиянию Германии и Франции в ЕС. Великобритании необходима экономическая взаимозависимость с ЕС, чтобы воздействовать на Брюссель, отстаивать собственное видение евроатлантической безопасности, включая продолжение политики сдерживания российской агрессии, продления антироссийских санкций и укрепления обороноспособности восточноевропейских стран—членов НАТО. Сохранение выгодных условий торговли с ЕС необходимо правящей Консервативной партии, чтобы не потерять голоса тех британцев, которые не поддерживают Brexit. Сторонники евроинтеграции могут объединиться вокруг Лейбористской партии, которая традиционно проводила курс на сближение с ЕС (экс-премьер-министры Тони Блэр, Гордон Браун). Консерваторы же не хотят потерять своих спонсоров среди бизнес-кругов, которые торгуют с ЕС.
Сохранение доступа Лондона к Общему рынку после выхода из ЕС невыгодно Брюсселю. Великобритания не желает отчислять средства на развитие ЕС. Соединённое Королевство — это торговый конкурент для других мощных европейских экономик: Франции, Германии, Италии. Недаром европейские чиновники поторапливают Великобританию с выходом из ЕС.
«Мягкий» Brexit создаёт опасный прецедент для политического будущего ЕС. Общий рынок, на котором отсутствуют пошлины и тарифы для участников, является самым ценным преимуществом евроинтеграции. Если у британского руководства получится сохранить для Великобритании преференции на Общем рынке, но избавиться от общеевропейских обязательств в политической, социальной и миграционной сфере, то его примеру последуют другие страны-члены, включая североевропейские, а также Грецию и Австрию, которые страдают от наплыва нелегалов и беженцев. ЕС выгодно на примере Великобритании продемонстрировать странам-членам возможные негативные последствия для их экономик после выхода из Евросоюза и снизить уровень доверия к евроскептикам.
Компромиссным вариантом может стать заключение соглашения о зоне свободной торговли Великобритании и ЕС. По аналогичной схеме, к слову, сегодня развивают торгово-экономические отношения ЕС и Канада (ЕС предоставил Канаде низкие пошлины и тарифы).