29 декабря в прокат вышел научно-фантастический фильм «Пассажиры». Стильно декорированная лента, в которой входят в реакцию астрофизика и любовная химия.
Критики восприняли эту картину с насмешливым цинизмом. Неблагосклонным к картине оказался и широкий зритель. Так что на IMDb она получила всего 7 баллов. Всё это сделало «Пассажиров» одним из самых недооценённых фильмов года.
Сюжет фильма законсервирован в космическом корабле, который по своему дизайну — истинное произведение искусств. Словно гигантская спираль ДНК, этот звездолёт сверлит безжизненное пространство космоса, неся на борту больше пяти тысяч человек. Их цель — далёкая планета, на которой каждый сможет начать жизнь заново. Земля-то, по сюжету, уже давно перенаселена. Все пассажиры и члены команды находятся в состоянии гиперсна — спят 120 лет напролёт, пока не прибудут на нужную планету. Однако за 90 лет до назначенного срока из-за технических неполадок неожиданно просыпаются изобретательный парень Джим и амбициозная девушка Аврора. И, как вскоре окажется, этот сбой произошёл совсем не случайно.
Сюжет этой картины переполнен наглыми и очевидными заимствованиями из классических фильмов, наивными случайностями, подозрительными совпадениями и прочими неубедительными деталями. Однако во время просмотра все они воспринимаются как должное. Эта картина заставляет поверить в небылицу. Но делает это настолько обаятельно, трогательно и красиво, что пропадает всякое желание подлавливать этот сюжет на мелких проколах и пропускать его через свой внутренний детектор лжи.
Если в наземных ромкомах «корабль любви обычно разбивается о берега семейного быта», то в космосе другие законы не только физики, но и любовных отношений. Губительный семейный быт здесь заменяется метеоритным дождём и тёмной стороной совести. А второе, как показывается в фильме, перенести гораздо сложнее, чем стаю метеоритов, которые разрушают корабль.
Звездолёт в картине показывается, как своеобразный космический Диснейленд. Игровые и танцевальные площадки, рестораны с самыми экзотическими меню, стильные пятизвёздочные комнаты и бассейны с видом на открытый космос. All inclusive, доведённый до Абсолюта.
Сюжет ленты продвигается словно короткими перебежками между аттракционами. Зрителю скармливают прелести космического образа жизни, не давая заскучать даже на три-пять минут.
В популярном кино часто заигрываются с красивой обстановкой, изысканными интерьерами и богатым антуражем. Обычный зритель предпочитает видеть на широком экране именно такой приукрашенный мир. Отчасти это связано с тем, что многие и сами мечтали бы жить в подобных изысках. И кино в таком случае как бы подпитывает желанную многими иллюзию.
Но зачастую подобные красоты выглядят чересчур искусственно и надуманно. Например, милый уют квартиры в сериале «Друзья» явно не по карману его персонажам, одна из которых — обычная официантка. Подобная ситуация и с вялой неудачницей Бриджит Джонс — где бы ни появлялась эта героиня, её постоянно окружают стильные интерьеры.
Если в упомянутых выше фильмах подобное приукрашивание выглядит наивно и вызывает недоверие, то в «Пассажирах» любой перегиб с красотами не режет глаз, а очаровывает.
Это кино обыгрывает эффектную вариацию на тему «Каким может быть современный рай». Фильм мямлит банальную истину, что сколь бы идеальными ни были бытовые условия жизни, в одиночестве рай невозможен.
Главные герои здесь — как Адам и Ева. Вот только если эта библейская парочка является прародителями всего человечества (буквально кровь от крови), то Джим и Аврора — несколько иным (более современным) образом дали жизнь всем пяти тысячам пассажирам звездолёта.
Несмотря на то, что действие фильма чрезвычайно оторвано от нашей действительности, главные герои предельно созвучны нашему времени.
Современный зритель узнает себя в изолированности и уединённости главных героев. Заметит общее в том, как происходит их знакомство: Джим читает записи Авроры, а также слушает её видеопрезентацию. Подобным образом люди знакомятся в социальных сетях: сначала воспринимая виртуальный образ человека, а уже потом, возможно, знакомясь с ним напрямую.
Эта лента стала новой вершиной в карьере Дженнифер Лоуренс. 26-летняя актриса очень агрессивно развивает свою карьеру. Она снялась уже практически в десятке блокбастеров. Но ещё никогда до этой ленты не получала гонорар размером $20 млн. Актрис, чьё появление на экране оплачивали настолько дорого, можно пересчитать по пальцам. Звезда «Голодных игр» и «Людей Икс» гармонично сочетает работу во многомиллионных блокбастерах и фильмах, которые называют «арт-мейнстримом». К последним, например, относится мелодрама «Мой парень — псих», за который Лоуренс в 2013 году получила «Оскар».
«Пассажиры» не претендуют на место ни в истории, ни в вашем личном списке любимых фильмов. Это всего лишь два часа увлекательного и трогательного мечтания об идеальной жизни.
В последние годы фильмы о космических путешествиях выходят крайне редко, но каждый из них становится настоящим событием: «Марсианин» Ридли Скотта, «Интерстеллар» Кристофера Нолана, «Гравитация» Альфонсо Куарона. В этом году столь почётный перечень картин дополнило «Прибытие» Дени Вильнёва. На территории мейнстрима эту специфическую моду подхватили две части «Звёздных войн», которые произвели фурор в кассовых сборах 2015-16 годов. А дополняет негласное правило последних лет «космическое кино плохим не бывает» лента «Пассажиры».