На прошлой неделе произошло то, чего еще полгода назад мы не могли представить даже в самых смелых фантазиях: после того, как Савченко самовольно (или не совсем самовольно?) отправилась на переговоры с лидерами боевиков, выяснилось, что «Батькивщине» с ней больше не по пути.
В официальном заявлении партии говорится следующее: «Партия „Батькивщина“ на парламентских выборах 2014 внесла Надежду Савченко в свой избирательный список ради освобождения из российского плена, однако жизнь показала, что принципы и политические убеждения Надежды Савченко и „Батькивщины“ не совпадают».
В итоге «Батькивщина» исключила Савченко из состава фракции.
Сама же Савченко после поездки, стоившей ей теплого места под крылом Тимошенко, заявила, что у боевиков с Донбасса и активистов с Майдана «одинаковые цели и одинаковые враги». По словам летчицы, и те, и другие воюют против власти, разница лишь в том, что одни борются с президентом Петром Порошенко, а другие действовали против президента Виктора Януковича.
«Террористами они не являются. Есть четко определенный набор понятий того, что считается терроризмом. Там есть часть сепаратистов и часть коллаборантов. Есть часть оккупированного населения», — объяснила Савченко.
Сразу после поездки появилась информация, что, дескать, Савченко договорилась об обмене наших пленных из расчета 52 украинца на 220 боевиков.
Но самое интересное, что, как оказывается, Савченко встречалась не только с главарями "ЛНР" и "ДНР" в Минске, но и с бывшим «народным губернатором» Луганска Валерием Болотовым. Правда, с Болотовым Савченко встречалась в Москве, во время поездки на суд над украинскими политзаключенными Николаем Карпюком и Станиславом Клыхом.
Кстати, Президент Украины Петр Порошенко отреагировал на общение Савченко с боевиками весьма жестко и недвусмысленно.
Почему у Тимошенко сразу же открестились от Савченко после ее общения с боевиками? Сможет ли Савченко действительно создать самостоятельную политсилу, о которой она громогласно заявила прессе? Есть ли у нее задатки стать самостоятельным политиком или то, что мы сейчас видим, — это конец сериала под названием «народная героиня»? И, наконец, есть ли вероятность того, что Савченко объединит свои усилия с Саакашвили, который не так давно демонстративно «побил горшки» с Порошенко и так же, как Савченко, намерен создать свою политсилу? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.
Анатолий Луценко, политолог, директор GMT Group:
Савченко уже стала самостоятельным политиком. Единственный момент: раньше у нее была конкретная целевая аудитория. После ее последних заявлений о сепаратных переговорах у нее эта целевая аудитория отпала. Какой новый электорат может сейчас к ней «приклеиться», прогнозировать крайне сложно, по крайней мере без четкой социологии, а ее сейчас нет.
На данный момент у нее электорального ядра нет, а ее новый проект будет, скорее всего, лидерский, и пока я не вижу у нее хоть каких-то шансов на досрочных выборах.
Что касается вероятности объединения с Саакашвили в свете того, что он тоже намерен создавать в парламенте свою силу, то думаю, что после таких заявлений это уже вряд ли будет возможно. У Саакашвили как раз более понятная целевая аудитория, у него разочарованные в патриотах патриоты. Савченко из этого сегмента уже вышла, поэтому после всех этих сепаратных переговоров, объятий с Медведчуком и т. д. она свою аудиторию стремительно теряет. Да, есть матери пленных солдат, но это очень узкая аудитория, это даже не десятая часть электората.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований