С 3 ноября в Украине стартовал прокат фильма Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». На первый взгляд он кажется вялой мелодрамой, которая смотрится без энтузиазма. Она многословна и по сценарию, и по резонансу в прессе, и по самому названию. Но за всей этой болтовнёй отчётливо слышится ода гомосексуализму.
В центре сюжета — успешный молодой и смертельно больной писатель Луи. Перед тем, как отправиться в мир иной, он решает встретиться со своей семьёй, которую не видел 12 лет. Взбалмошная семейка тонет в склоках и бесконечных выяснениях отношений. Так что на их фоне деликатный интеллектуал Луи выглядит сторонним наблюдателем, внимательно выслушивая монологи остальных. Выполняя спонтанно свалившуюся на него роль семейного психотерапевта, Луи так и не успевает сказать всем им, что они больше никогда не встретятся.
Это полуторачасовое высказывание на тему «за ссорами по мелочам люди не успевают сказать главное» смотрится легко. В момент, когда бытовая ругань героев фильма начинает надоедать, врубается набивший оскомину шлягер Moby и выплывают титры. «К счастью, это закончилось, не успев надоесть», — думается в этот момент.
Интенсивный музыкальный ряд превращает некоторые эпизоды фильма в клипы. А отдельные образы здесь явно подсмотрены у других мастеров.
Например, птичка, которая падает замертво, когда Луи навсегда выходит из дома. Такая же мёртвая птичка есть в «Зеркале» Андрея Тарковского.
Или подробно показанная сервировка стола, на котором поочерёдно расставляются богатые блюда. Подобный бытовой колорит любит смаковать в своих работах Педро Альмодовар.
Добрых две трети фильма составляют крупные и средние планы главных героев, в которых они разговаривают, оставаясь при этом практически неподвижными. Авторы фильма словно упростили себе задачу, не перетруждаясь продумыванием движений и перемещений персонажей.
Каждый знаменитый актёр пришёл в этот фильм, словно не смыв грим от предыдущих своих картин. Исполнитель главной роли Гаспар Ульель сохранил свои ужимки из ленты «Сен-Лоран. Стиль — это я» (2014). Леа Сейду здесь сыграла, по сути, ту же молодую девушку со сложным характером, что и в «Жизни Адель» (2013). Венсан Кассель вообще один в один повторил деспотичного главу семейства из прошлогоднего «Моего короля». А Марион Котийяр в этой картине очень похожа на свою же героиню из драмы «Два дня, одна ночь».
До скуки схематичный сюжет картины сводится к тому, что Луи приезжает в родительский дом, общается по очереди с каждым из родственников, после чего все садятся за стол, где вспыхивает ссора, из-за которой Луи уезжает.
Кроме того, все его четыре родственника строго распределяются по четырём типам темперамента: сестра — меланхолик, мать — сангвиник, брат — холерик, а супруга брата — флегматик.
Подобное распределение остроумно обыгрывалось между главными героями «Головоломки», которая в этом году получила «Оскар» за лучший анимационный фильм. И если в пиксаровском мультфильме это выглядит остроумно, то в фильме Долана — трафаретно.
Каждый из родственников Луи что-то исповедально ему рассказывает. Все эти беседы в основном о пустяках. Часто они оканчиваются ссорами на ровном месте. Не понимая до конца, почему приехал Луи, каждый из семьи исповедуется ему, обнажая весь выношенный годами негатив.
Складывается впечатление, что радость в их жизни осталась лишь в воспоминаниях, а сегодняшний день приносит лишь склоки и конфликты.
Вывалившийся из этого неуютного гнезда Луи успешен, счастлив и независим. У него есть всё, чему может позавидовать каждый из членов его семьи.
Сестра задыхается в родительском доме, мечтая о независимости и свободе, которой достаточно у Луи. Его эмоциональный брат вечно недоволен всем вокруг, в то время как Луи очень бережено всматривается в каждую деталь вокруг. Его мать пытается прихорошиться и сохранить форму при помощи аэробики, но всё это оборачивается какой-то клоунадой. Луи же молод и красив, а его портреты украшают страницы журналов. Супруга брата так и не обрела счастья рядом с любимым человеком, а у Луи есть парень, который, хоть и остаётся за кадром, всё же переживает и звонит.
Свобода, гармония, красота и любовь являются для Луи естественной частью жизни, а для остальных — не воплотившейся мечтой. Иными словами, успешный и счастливый гей противопоставляется здесь ругающейся своре натуралов.
Подобная идеализация людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией прослеживается практически в каждом полнометражном фильме режиссёра Ксавье Долана, который также является геем. Более того, главные герои его картин зачастую создаются по одному шаблону: это одинокий, маргинальный, творческий, эмоциональный парень с эгоцентричным взглядом на мир.
«Это всего лишь конец света» получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Ранее эту награду получали такие шедевры, как, например, «Рассекая волны» Ларса фон Триера, «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана, «Олдбой» Пак Чхан Ука. То, что столь средненькая работа Долана оказалась в одном ряду со столь выдающимися фильмами, кроме как недоразумением, не назовёшь. Хотя в этом году в списке призёров Каннского кинофестиваля много странного...
В предыдущих своих фильмах Ксавье Долан впечатлял своей непосредственностью, лёгкостью и впечатлительностью. Этим самым его картины выгодно контрастировали на престижных кинофорумах с фильмами седовласых мастеров, отягощённых опытом и знаниями. Но в «...конце света» Долан стал повторять самого себя, что для 27-летнего режиссёра выглядит как минимум странно.
Творческая карьера Долана — это мечта для любого молодого кинематографиста. Многие всю жизнь ждут попадания в конкурс Каннского кинофеста, а у него это было ещё в 18 лет. И с тех пор премьера каждой его работы проходила с не меньшим пафосом. Долан стал едва ли не эталоном молодого режиссёра. В современном мире это выглядит закономерно — синонимом успеха нынче стала уже не зрелость, а молодость. А средний возраст миллиардеров приблизился к 30 годам.
Ранее у Долана уже было два фильма сомнительной успешности: перегруженный «И всё же Лоранс» и невнятный «Том на ферме». Негатив по поводу этих лент высказывали сдержанно, с поправкой на возраст режиссёра. А в 2014-м ворчание в отношении этих фильмов заглушила премьера истеричной и эмоциональной «Мамочки» — пятой ленты режиссёра, успех которой перекрыл былые неудачи.
А «Это всего лишь конец света» стал первым его фильмом, который многие окрестили провалом. Что ж, после этого за судьбой Долана следить стало ещё интереснее.
В следующем году обещает выйти его новый фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», который станет первым голливудским проектом режиссера. В нём снова сыграет целый ряд звёзд первой величины: Натали Портман («Черный лебедь»), Джессика Честейн («Древо жизни»), Кит Харингтон («Игра престолов»), Сьюзен Сарандон («Мертвец идёт»), певица Адель и другие знаменитости. Посмотрим, сможет ли он восстановить свой имидж этой картиной.