Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что Украина планирует осуществить полет на Марс. Именно такое заявление для прессы сделал генеральный директор конструкторского бюро «Южное» Александр Дегтярев.
По его словам, наша космическая отрасль технологически готова к обеспечению такой экспедиции и, более того, вполне может занять лидирующие позиции еще и в организации полетов на Луну. Амбициозно, ничего не скажешь.
В принципе, о полетах на Марс мы говорим давно. Например, на Гавайях целый год шел эксперимент по имитации условий пилотируемого полета на Марс, причем согласно условиям эксперимент, его участникам разрешалось выходить на открытый воздух только в скафандре.
Украинцы — тоже народ любознательный, и в 2015 году украинский инженер стал одним из 100 кандидатов, прошедших отбор нидерландской компании Mars One для полетов на Красную планету. В мае 2018 года в рамках проекта планируется отправить к Марсу тестовый модуль, а в середине 2020-х годов — людей. Из миссии компания собирается устроить реалити-шоу: все происходящие события Mars One намерена транслировать в режиме реального времени.
Но одно дело — отправить украинца в составе чужой делегации и совсем другое — самим организовать полет.
Скажете, а зачем нам Марс, нам бы с жизнью на Земле как-то разобраться? Так-то оно так, но развитие науки не зависит от того, что у нас в карманах и какой суп мы сегодня приготовим: постный или на бульоне. Если прогнозы реальны, то это будет семимильный шаг вперед для всей страны.
Вопрос лишь в том, насколько реальны эти прогнозы. А ведь как-то невольно вспоминаются легендарные корабли, «бороздящие просторы Вселенной».
Конечно, это можно было расценить как очередное амбициозное заявление о том, что когда-то наши корабли будут бороздить просторы, если бы не одно «но»: накануне секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что Украина начала создавать современные ракеты для освоения космоса.
Так что все-таки стоит за столь амбициозными космическими прогнозами? Неужели разворованная, нищая и уже третий год воюющая Украина сейчас в состоянии сделать столь серьезный шаг в освоении космоса? Есть ли у нас финансовые и технические возможности для таких экспериментов и что изменится в нашей жизни, если полет все-таки состоится? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые знают о космосе намного больше, чем мы с вами.
Леонид Каденюк, первый космонавт Украины, Герой Украины, кандидат технических наук, президент Аэрокосмического общества Украины, народный депутат Украины IV созыва:
Полет на Марс и Луну — это настолько амбициозные проекты, которые не потянут даже США и Россия. Такие проекты должны осуществляться объединением стран. Тем более как Украина с нашим экономическим положением это реализует?
Потенциала у нас хватит. По крайней мере, кадровый, интеллектуальный потенциал, чтобы заниматься этим вопросом, у нас есть. Но для того, чтобы решить такой вопрос, нужно очень мощное финансирование.
Чтобы совершить такой полет, необходимо решить огромное количество крайне сложных задач, вплоть до создания ракетоносителя.
Да, у нас во времена СССР был создан лунный модуль, была команда, были космонавты. Что касается ракеты, то она проходила испытания, но лунный носитель взорвался на старте. Тогда погибли около 70 человек. Так что технологически мы пока тоже не готовы к такому вопросу, это очень сложно.
Конечно, если начать разработки, то ума хватит, но даже для того, чтобы написать техническое задание, нужны большие деньги. Я уже не говорю о том, что нужны большие деньги для создания ракеты.
Украина когда-то заявила, что готова принять участие в программе по организации такого потела. Понимаете, готова не одна это делать, а в команде с другими странами, со США, Европейским космическим агентством. А вот чтобы самим через пару лет полететь на Луну, то, конечно, такого не будет.
Интерес у нас есть, ум у нас есть, и принять участие в каком-то коллективном проекте мы, безусловно, можем, но в одиночку мы такой проект не потянем.
Эдуард Кузнецов, советник главы Государственного космического