Уже несколько месяцев многие переселенцы из Донбасса и Крыма не могут добиться положенных им пенсий и материальной помощи. Некоторым везет больше: в результате простаивания в изнурительных очередях им удается смилостивить государство за какие-то несколько недель. Возможно, таким образом власть проявляет мудрую заботу о пенсионерах-переселенцах, занимая их волокитными хлопотами и поддерживая тем самым их физический тонус.
Но, скорее всего, дело в другом: бюрократия у нас служит прежде всего себе самой, и если у нее возникают какие-то внутренние противоречия, то все должны подождать независимо от того, сколько это займет времени и как при этом выживать тем, чьи населенные пункты государство не сумело защитить от сепаратистского бандитизма и внешней агрессии.
На днях общественная организация «Донбасс SOS» опубликовала письмо гражданина Украины Черныха Игоря Анатольевича, сына гражданки Украины Черных Нины Михайловны, 1933 года рождения, уроженки Енакиево, которая, пребывая в законном статусе перемещенного лица, больше года не получала адресную помощь и три месяца — пенсию, а в начале мая умерла...
В письме рассказывается, что материальную помощь (которая для пенсионеров-переселенцев составляет 880 гривен, порой не хватающих, чтобы оплатить «коммуналку» в отопительный период) Нина Михайловна не получала с 1 ноября 2015 года, а пенсию — со 2 февраля текущего года.
Причиной тому стало то, что она изначально выехала в Полтавскую область, а затем переселилась в Краматорск. Бюрократическая система целых четыре месяца переводила ее дело из Полтавской в Донецкую область. Женщина написала множество писем и запросов органам управления, а в ответ получила 15 формальных отписок. Последние месяцы своей жизни пенсионерка провела практически без средств к существованию...
«Уже очевидно, что государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, которые занимались вопросами Нины Михайловны, не будут представителями качественно иного класса чиновников», — отмечают в организации «Донбасс SOS», призывая привлечь к ответственности всех тех людей, по вине которых женщина лишилась законных выплат.
Социальная стигматизация
На сегодняшний день переселенцы из Крыма и зоны проведения АТО являются одной из наиболее дискриминируемых групп населения в Украине. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Украинские ландшафты дискриминации», проведенного специалистами Информационного центра «Майдан Мониторинг» и Исследовательского бюро «Sociologist» при поддержке Европейской комиссии.
«Нами был выполнен большой массив работы с переселенцами, потому что это особенная сейчас группа, которая ощущает на себе большинство дискриминационных факторов. По целому комплексу критериев они дискриминированы. Отметим, что переселенцы с активной гражданской позицией адаптируются на новом месте лучше. Если же у переселенцев нет такой позиции, то ее нужно формировать. В противном случае это грозит социальным провалом», — заявил представитель Исследовательского бюро «Sociologist» Виталий Юрасов.
Он также отметил, что согласно результатам исследования 76% опрошенных считают, что переселенцам из Крыма и Донбасса нужно помогать; 24% уверены, что есть разница между переселенцами из Крыма и Донбасса; 20% заявили, что права переселенцев с Донбасса должны быть ограничены; 16% участников опроса и вовсе придерживаются позиции, что свобода слова не должна распространяться на переселенцев с Донбасса или тех, кто там до сих пор живет.
«В целом большинство респондентов не видят критического ухудшения ситуации относительно дискриминации в стране за последний год и последние 5 лет, однако около трети опрошенных считают, что ситуация за эти периоды ухудшилась. То есть ситуация рассматривается как далекая от идеала, но в то же время не катастрофическая», — сообщил Юрасов.
Очевидно, что одна из главных причин дискриминационного отношения к переселенцам связана с тем, какое внимание этой категории населения отводится в отечественных СМИ. Вернее, невнимание.
Гражданские возможности
Эксперт из Института демократии имени Филиппа Орлика Владимир Кипень в одной из своих публикаций отмечает, что множество проблем, возникающих у переселенцев, формирует у них чувство заброшенности и унижения, перерастающее в обиду на государство и власть. А нарастание таких настроений чревато политическими последствиями. Поэтому важно наладить эффективную коммуникацию, обмен информацией и координацию усилий между органами власти, волонтерами и переселенцами, подчеркивает Кипень.
«К сожалению, СМИ сейчас роль такого коммуникатора не выполняют. Мониторинг региональных СМИ, проводимый Институтом демократии имени Филиппа Орлика, и исследование донецкой общественной организации „Альянс“ показывают, что информация о переселенцах в центральных и местных СМИ составляет лишь около 1%», — констатирует эксперт, делая вывод, что проблема выведена из активного общественного дискурса, а в современном обществе это означает практически ее отсутствие.
«Пока вопрос не будет поднят на соответствующий уровень, он останется болезненным и конфликтным. Будут плодиться стереотипы, продолжающие разделять страну: и относительно переселенцев, и относительно принимающих громад. Ведь мины заложены в сознании людей. И это в конце концов приведет к негативным политическим последствиям», — прогнозирует Кипень.
Он предлагает несколько вариантов, как действовать переселенцам в сложившихся обстоятельствах:
1. Одним из главных путей выведения информационной проблемы на активный уровень является самоорганизация. Объединение переселенческих громад позволит видеть их гражданские структуры. А организации уже сложно не услышать. Поэтому наладится коммуникация с волонтерами, другими общественными платформами, далее — с местными органами власти;
2. Переселенцы должны отойти от позиции постоянного просителя. В стране много уязвимых групп, поэтому ждать какого-то чрезмерного внимания к нашей категории несправедливо. Государство много не даст — нет ресурсов. Поэтому нужно научиться помогать себе самим. Готовить проекты, искать поддержку и ресурсы, взаимодействовать с бизнес-ассоциациями;
3. Активное воздействие гражданского общества, переселенческого сообщества на совершенствование нормативно-законодательного поля и работы государственных и местных органов власти, которые призваны поддерживать перемещенных лиц, выполняя принятые законы.
Все эти пункты укладываются в ту модель, которая является наиболее приемлемой альтернативой прогнившей государственной системе, сложившейся за годы независимости. Это — формирование громад, использующих все доступные гражданские методы для отстаивания общественных интересов. С последующей интеграцией этих структур в политическое движение.