В рамках недавнего 69-го Каннского кинофестиваля состоялись премьеры около полутора сотен новых фильмов. Если обычно о лучших из них рассказывает список победителей, то в 2016-м это правило не действовало. Странные решения жюри не критиковал только ленивый.
В связи с этим, полагаясь на отзывы авторитетных критиков из разных стран, мы отобрали десятку наиболее ярких премьер фестиваля, которые непозволительно пропустить ни одному киноману.
Патерсон
Узнав, что этот фильм Джима Джармуша остался без единой награды, критики всего мира начали скандалить, наверное, сильнее, чем россияне после того, как их страна проиграла на недавнем Евровидении. По словам кинокритика Антона Долина, это «возможно, лучшая картина за всю карьеру (режиссёра) — простая и чистая, квинтэссенция своего поэтического стиля».
Лента рассказывает о семи днях из жизни водителя автобуса. Каждое утро он просыпается на рассвете, завтракает и идёт пешком в автобусное депо. Затем следует рутинная езда по привычному маршруту № 23, которая длится аж до самого вечера. В перерыве он съест свой ланч перед любимым водопадом. Придя домой, обмолвится парочкой новостей с женой. А вечером пропустит кружку пива в знакомом баре. Всё это однообразное ежедневное вращение по кругу было бы пресной банальностью, если бы не одна маленькая особенность главного героя. Он пишет стихи. И это тихое творчество вносит в его существование гармонию и счастье.
Выпускные
Один из главных восточноевропейских режиссёров современности Кристиан Мунджиу в каждом своём фильме диагностирует недуги, от которых десятилетиями не может избавиться общество наших краёв.
Отец семейства Ромео всю свою жизнь посвятил воспитанию дочери. Она у него — круглая отличница, умница и красавица. А таким, по мнению Ромео, не место в Румынии. Поэтому-то он и сделал всё, чтобы сразу после выпускных экзаменов девушка отправилась на учёбу в Англию. Но накануне ответственной сдачи на девушку нападают, грабят и едва не насилуют. Стресс выливается в плохие результаты экзаменов, из-за чего будущее дочери оказывается под угрозой. Это заставляет Ромео идти к директору школы, чтобы договориться изменить результаты. Но при попытке Ромео решить одну проблему всплывает дюжина других, с которыми он, скромный обыватель, едва ли успевает разобраться.
Водолей
В то время, как большинство каннских обозревателей пристально следило за красными дорожками, вечеринками, страстями на кинорынке и обсуждало более громкие премьеры, этот скромный бразильский фильм стал одной из главных тем для разговора у ценителей авторского кино. Тех, кто фокусируется на чистом искусстве. «Водолей» снят кинокритиком Клебером Мендонсо Фильо, который плотно зашнуровал в своей ленте множество аллюзий, подтекстов, символов и актуальных тем, которые с удовольствием «развязывали» в своих рецензиях другие критики.
Сама же картина рассказывает о 65-летней вдове по имени Клара. Она изо всех сил пытается отстоять своё жильё у компании, которая агрессивно скупает всю недвижимость в округе.
Она
77-летний автор «Основного инстинкта», «Робокопа» и «Чёрной книги» Пол Верховен нередко фигурировал среди основных кандидатов на главный приз фестиваля. И то, что его новый фильм «Она» в результате остался без единой награды, характеризует не столько сам фильм, сколько жюри этого года, которое наломало немало дров...
В центре сюжета — женщина, которая приходит в себя, лёжа на полу собственной квартиры. Осознав, что её изнасиловали, она жаждет отомстить злодею. В итоге между главной героиней и насильником завязывается интригующая игра.
На первый взгляд, «Она» — добротный триллер. Но по мере развития сюжета он обрастает множеством любопытных деталей, стильных приёмов, а исполнительница главной роли Изабель Юппер лишний раз доказывает своё божественное актёрское мастерство.
Самый счастливый день в жизни Олли Маки
Этот финский фильм снят на 16-миллиметровую чёрно-белую плёнку. В нём реконструируется малоизвестная страница истории и рассказывается достаточно трафаретный сюжет о любви на фоне изъезженной темы бокса, да ещё и без единой звезды среди исполнителей главных ролей. Словом, эта малоприметная по форме и по содержанию лента Юхо Куосманена могла бы так и остаться где-то на задворках кинолетописи, если бы не победила в программе «Особый взгляд».
Сюжет картины посвящён боксёрскому поединку 1962 года за титул чемпиона мира в полулёгком весе. В нём участвовал действующий обладатель пояса Дэйви Мур (чернокожий герой, гроза американского ринга) и обычный пекарь из финской провинции Олли Маки.
Variety отмечает, что картина наполнена «одновременно дурацким и великолепным юмором». The Hollywood Reporter пишет, что в ней выдержан «деликатный баланс юмора, меланхолии и чувственной человечности». А Screen Daily называет фильм «вдохновляющим».
Незнакомка
Братья Дарденн — из тех немногих, кто идеально подходит под определение «живые классики». И не только потому, что они обласканы вниманием синефилов по всему миру, а также престижнейшими наградами (одних только «Золотых пальм» у них две). А прежде всего потому, что каждый их фильм создаётся словно с прицелом на вечность. Чтобы пересматривать их было так же актуально в любую эпоху, как, скажем, читать Антона Чехова или Элис Манро.
Их новое произведение «Незнакомка» ставит зрителя на место главной героини, которой приходится сделать непростой моральный выбор. А начинается всё с пустяковой халатности: закончив приём больных, врач Женни не открывает дверь позднему пациенту. А на следующей день узнаёт, что неподалёку найдено тело неизвестной девушки, которая напоминает ту, что стучала в дверь накануне. Ведомая собственными угрызениями совести, Женни пытается установить личность погибшей.
В тихом омуте
Комедии оказываются в основном конкурсе Канн крайне редко. Но «В тихом омуте» примечательна не только прекрасным сочетанием столь лёгкого стиля с художественным мастерством, но и прекрасным кастингом (Фабрис Лукини, Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески) под руководством маэстро Брюно Дюмона.
Фильм переносит зрителя в 1910 год. В глухой провинции живёт чудаковатое семейство, промышляющее сбором мидий. С приходом лета у них появляются соседи — не менее странная семейка эксцентриков. Соседи испытывают взаимную ненависть. Но несмотря на это, дети этих двух семей влюбляются друг в друга. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в этих краях начинают с пугающей регулярностью пропадать люди.
Красная черепаха
Студия Ghibli, в которой создал свои шедевры Хаяо Миядзаки, порадовала поклонников анимации «тихим шедевром», как охарактеризовали «Красную черепаху» в издании Indie Wire.
Фильм повествует об одиноком человеке, живущем на необитаемом острове. Все его попытки уплыть пресекаются огромной красной черепахой, которая крушит его плоты.
«Эта тонкая, бессловесная картина живописует трогательную одиссею об одиночестве и устойчивости семейных уз. В то же время она демонстрирует лучший пример того, как студия Ghibli создаёт в своих лентах элегантную простоту, указывающую на более глубокие истины», — пишет вышеупомянутое издание.
Картина удостоилась специального приза программы «Особый взгляд». Режиссёр ленты Майкл Дадок де Уит в своё время прославился с лирической короткометражной лентой «Отец и дочь» (2000), за которую удостоился «Оскара».
Тони Эрдманн
Фильмы немецких режиссёров в конкурсной программе Каннского киносмотра — явление редкое. Если бы не работа Марен Аде «Тони Эрдманн» этого года, последней картиной немецкого режиссёра, которая боролась за «Золотую пальму», считалась бы лента Вендерса «Съёмки в Палермо» далёкого 2008 года. Поговаривают, что французский киносмотр не жалует немцев. Но, по мнению авторитетных критиков, немецкую ленту на этот раз французы оставили без наград очень даже зря.
«Тони Эрдманн» рассказывает об одиноком и старом учителе музыки Винфриде. Из-за своего непростого нрава он не может найти общий язык с бывшей супругой, матерью и дочерью. После неудачной мимолётной встречи с последней он решает заявиться к ней вместе со своим вымышленным другом, чьё имя и вынесено в название картины. Переодеваясь в некоего Эрдманна, главный герой провоцирует бесчисленное количество неловких ситуаций, розыгрышей, конфузов и немых сцен, которые очень скоро доходят до критического уровня.
Большой и добрый великан
Стивен Спилберг приближается к тому, чтобы разменять восьмой десяток. И по мере того, как стареет мэтр, сентиментальность в его фильмах всё чаще вытесняет драматизм, а сказочность — реализм. И если прошлогодней его ленте «Шпионский мост» такая подмена была совсем не на руку, то новому творению «Большой добрый великан» — в самый раз.
В центре сюжета фильма — девочка Софи, которая однажды тёмной ночью увидела на улице великана, который заглядывал в окна. Он забрал девочку и унёс её в край таких же, как он сам, великанов. В отличие от всех своих огромных родственников главный герой фильма был очень добрым и занимался тем, что раздавал детям хорошие сны.
Эта лента, ставшая одной из самых пафосных премьер Канн, в украинских кинотеатрах появится с 30 июня.