12 мая в украинский прокат вышел фильм «Элвис и Никсон». Лента рассказывает о встрече 37-го президента США и одного из наиболее культовых американских певцов. Пресли посетил с визитом Белый дом, чтобы попросить главу страны выписать ему значок ФБР.
Страстное желание стать тайным агентом наркоконтроля Пресли объясняет в фильме своими патриотическими чувствами, а также тем, что переживает за будущее нации и опасность угрозы коммунизма. Но когда всматриваешься в его образ по мере развития сюжета, становится понятно, что Элвис попросту возжелал, чтобы в кармане у него блестел очередной значок. Ведь у всех его друзей уже были такие, а ему самому приходилось довольствоваться всего лишь жетоном заместителя шерифа какой-то провинции. И не важно, что Пресли абсолютно никакого отношения не имел к действующим правоохранительным органам...
В действительности такая встреча имела место в декабре 1970-го. Её аудиозапись не велась. От неё осталось лишь несколько снимков и тысячи догадок: что же в действительности происходило во время этого общения за закрытыми дверями.
Авторы ленты не стремятся отобразить на экране наиболее правдоподобную версию происходившего, а попросту моделируют встречу двух сверх-людей, колоритно подчёркивая характерные особенности каждого. Сутуловатый и хмурый Никсон — вальяжный и победоносный Элвис. Уставший и престарелый Президент — молодой и сексуальный Король. Оба они привыкли чувствовать себя хозяинами ситуации, не подстраиваясь под чужие правила. Это и стало причиной множества комичных недоразумений во время их разговора.
Спустя четыре года после этой встречи Никсон уйдёт в отставку и до конца жизни будет носить клеймо одного из худших президентов в истории США. А поп-идол умрёт от передозировки через семь лет и навсегда останется одной из наиболее почитаемых личностей в истории всего западного мира.
Их встреча не стала поворотной или знаковой. Она не разрешилась судьбоносным решением или каким-то важным откровением. Это не более чем безобидная байка.
Едва ли не в каждой рецензии на этот фильм слышатся аплодисменты исполнителям главных ролей. Кевин Спейси вновь после «Карточного домика» вернулся в образ президента США. Поручив эту роль актёру, вокруг которого ещё не успела развеяться аура Фрэнка Андервуда, авторы фильма сделали изысканный намёк, сопоставив вымышленного главу государства из сериала и реального Ричарда Никсона. Последнего многие ненавидят. Но в сравнении с жестоким и одержимым властью Андервудом, 37-й президент США выглядит намного более мягким. В свою очередь, Андервуда многие зрители глубоко уважают...
Неоднозначно и то, что самого Пресли сыграл именно Майкл Шеннон, мало чем похожий на поп-идола. Актёру зачастую достаются роли эксцентриков и маргиналов. На таких чертах делается акцент и на сей раз. Это вовсе не банальный красавец, миллионер и секс-символ, каким его изобразили в десятках других фильмов.
Акцент в «Элвисе и Никсоне» делается прежде всего на Пресли. Здесь он показывается человеком, достигшим абсолютной вершины в своём деле. Его пластинки и билеты на концерты раскупаются миллионами. Фильмы с его участием пересматривают и обсуждают. От одного его появления на телеэкране замирают сердца практически всех женщин Америки.
Правда, в одной из сцен ленты он жалуется своему лучшему (единственному) другу, что, входя в комнату, «люди видят не именно его, а вспоминают первый поцелуй, сделанный во время просмотра фильма с Элвисом». Образ Пресли-звезды уже окончательно вытеснил в нём самого Пресли-человека.
«Элвис и Никсон» по тематике абсолютно американский. Зритель любой другой страны не подметит многие подтексты и намёки так, как их воспринимает рядовой американец. Это подтверждает и бокс-офис ленты: кинотеатры США принесли ей больше миллиона долларов, а сборы во всех других странах даже не публикуются. А такое нередко случается, когда создатели фильма не хотят признаваться в собственном кассовом провале.
Однако под насыщенным сугубо американским колоритом скрывается абсолютно универсальный подтекст, жирно подчёркивающий одну из наиболее смехотворных страстей многих звёзд: страсти к медалям, знакам отличия и званиям. А особенно к тем медалькам и значкам, к которым они по роду своей деятельности не имеют никакого отношения.
Недавние мероприятия по случаю празднования Дня Победы в России выпятили этот недуг с особой силой. Социальные сети наполнились обсуждением военных орденов и медалей на груди людей, которые десятилетиями не сходят со сцены или со съёмочных площадок.
Присуждение наград и званий звёздам только за то, что они звёзды — практика, которая присуща любым странам. И чем менее демократично общество, тем сильнее проявляется подобный абсурд. Например, Джеки Чан получил степень доктора в Камбоджийском университете.
Подобная практика — свидетельство недоразвитости общества. Ведь если деятели культуры начинают получать военные медали или знаки отличия правоохранителей, значит в обществе попросту нет полноценной шкалы оценки за заслуги именно в культуре, которая бы могла по достоинству оценить его заслуги.
Или же, с другой стороны, сама знаменитость, достигнув вершины в карьере, начинает маяться. Именно это и показано в «Элвисе и Никсоне», когда Вавилонская башня собственного пафоса Пресли упёрлась в небеса и он вдруг возжелал увидеть себя в качестве спецагента ФБР. И если у нас этот случай вызывает улыбку, то в России наверняка воспринимается всерьёз. Там вообще всё очень серьёзно: вот Путин на днях получил Кубок чемпионов НХЛ...