Новинки худлита: последний Уэльбек, опять об Сталина и фашизм прошел

Скандальный автор «Платформы», «Элементарных частиц» и недавней «Покорности» о победе ислама в одной, отдельно взятой Франции не писал стихов около пятнадцати лет. И вот уже перед нами — «Очертания последнего берега» Мишеля Уэльбека (М.: АСТ: CORPUS). Отправная точка, как видим, далече, и поэтому неудивительно, что последняя поэтическая книга мэтра стала настоящей сенсацией.

Остальные три, вошедшие в этот сборник, были написаны в 90-е, когда не только их автор «вел себя как маргинал». Впрочем, искушенного читателя вирши Уэльбека особо не поразят. «Уэльбек это Гюго, Бодлер, Малларме и Верлен сегодня», — сообщает обложка, сравнивая автора с «проклятыми» поэтами, а стихи тем временем упорно напоминают «Обстановочку» Саши Черного и бойкий эротизм Лимонова. Помните, «Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом. / Жена на локоны взяла последний рубль»?

А вообще это бывает, когда мимоходом пишут о ненависти к окружающим, лениво выбирая между застольем и сексуальным родео, а душа, тем не менее, требует уже не праздника, а доброго слова, которое и Уэльбеку приятно. Да только пишет он о том, что ему, откровенно говоря, на все это наплевать. «Вот в новой книжке телефоны / Тех, кому незачем звонить. / Как глупо. Было бы резонно / Им умереть иль их убить». Его лирический герой — «псих и фигляр», жизнь которого «обернулась пробелом». Любимые темы — секс, любовь, изнанка жизни. Из частых жанров — длинные баллады и короткие трехстишья: «Почему никогда нам не быть, / Не быть / Такими, чтоб нас любить?».

При этом книга, давшая название сборнику, наиболее интимная из всех, вошедших в него, а эссе «Оставаться в живых» в стиле руководства для начинающих полно перлами стареющего мизантропа. Среди которых «научиться быть поэтом значит разучиться жить» и «счастья боятся не надо, его нет» — наиболее невинные рекомендации. Вообще же поразительно, как общеизвестный критик Системы — жесткий, беспристрастный и насмешливый — отважился явить миру откровенно лирическую исповедь. Это ли не конец «проклятого» поэта и начало новой «исторьи героя», как говаривал упомянутый Лимонов?

То же самое, неокончательное, утверждают насчет «Рокировки» Андрея Земляного и Бориса Орлова (М.: АСТ). «Погибнуть с честью, исполняя свой долг, это иногда не конец, а лишь начало новой истории», — уверяет нас аннотация. Мол, даже после «Опоздавших к лету» Лазарчука и «Бубна Верхнего Мира» Пелевина, то есть почти что в самом конце жанра «альтернативной истории», не говоря уже об «удобной» гибели героя самой «Рокировки», будет вот что. Точнее, не будет в истории ни Третьего рейха, ни сожженного Берлина, ни испепелённых Хиросимы и Нагасаки и Токио. А что же будет? Будет, заметим, ничего — как у прорицательницы по поводу будущего России в «Дне опричника», еще одного любителя «альтернативной» истории. То есть не так плохо.

Будет обязательно хороший Сталин, которому юный герой, попавший в будущее, дарит глобус из драгметаллов — словно Хоттабыч другу Вольке телефон из цельного куска отборного черного мрамора — а тот его в музей сдает и обедом в кабинете кормит. Правда, не за спасибо. На протяжении этой увлекательнейшей книжки наш гость из будущего, где он погиб отважным телохранителем, пересказывает историю ошеломленным предкам во главе со Сталиным — о том, чей культ личности развенчают, какой город Калининым назовут, и прочие страсти.

Вообще-то от таких сюжетных ходов, фабульных приемов да иногда даже обычных слов вроде ДОСААФ, занесенных в «альтернативную» даль времен ОСОАВИАХИМА, словно по словам Сталина, в романе «веяло каким-то жутким, леденящим холодом, который его старый приятель и однокашник по семинарии Гурджиев без улыбки звал «Холодом ада».

Ну, а разве не ад, согласитесь? И в этом аду вам, отцу народов, преподносят, скажем, установку для риформинга прямогонного бензина. А что еще малолетний гость из будущего мог подарить товарищу Сталину, начертив схему прибора наркомовским карандашом? «Уменьшенный» полковник в отставке, правда, предлагал и Гитлера ликвидировать, и автомат Калашникова по-быстрому изобрести для Красной Армии, но его собеседник только улыбался в усы. Положение, при котором он, узнав год своей смерти, даты начала-конца войны и имя главного предателя, обязывало немедленно передать мальца товарищу Берии, дежурившему у двери, но упомянутый Гурджиев, удачно спасающий сюжет, его когда-то предупреждал о переселении душ.

А дальше самое страшное — «исторический» трибунал по памяти. Представьте, юный пионер сидит за столом у Сталина и диктует все, что мог вспомнить из школьных учебников о шпионах-вредителях и прочих диверсантах и предателях вроде генерала Власова. «Вот, например: генерал Понеделин. Что-то там с этим генералом нехорошее стряслось... А что? Вроде бы его после войны, того... сактировали. Но за что? Расстреливайте, не помню!» Словом, не то чтобы троечник, но слабо помнящий историю школьник-переросток — пускай даже в чине полковника, окончившего сто пятый разведцентр Академии Генштаба — спасает эту самую историю на расстоянии. «Белов как мог подробно описал ход войны, на всякий случай добавив воспоминания своего деда — офицера-фронтовика, который никогда не называл маршала Жукова иначе, как «Жорка-мясник».

О чем, короче, эта книжка? Вовсе не о переигрывании истории, нет. Вполне может быть, все о тех же юношеских мечтах, когда, например, по мановению волшебной палочки вы прямиком со студенческой попойки попадаете, скажем... Нет, не в предвоенную Москву, поскольку этого дежа вю за последнее время у нас сколько угодно, а, скажем, в Ливерпуль времен «Битлз». Что будете делать? Диктовать Леннону песни Майкла Джексона?

В продолжение «военной» темы вспоминается, что у Михаила Елизарова была книжка о том, что фашизм все-таки прошел, но это публицистика, а в данном случае речь о художественной констатации факта, пускай и в форме антиутопии. В целом, «Маша, або Постфашизм» Ярослава Мельника (Л.: Видавництво Старого Лева) — все та же альтернативная история, но больше «телевизионного» образца. Нет, мир будущего, в котором живут люди и нелюди в виде «сторов», почерпнут, конечно же, из фантастической литературы, там где «морлоки» и прочая ненаучная фантастика из «Машины времени» Герберта Уэллса. Но актуализируется он, так сказать, только в кинематографической картинке «Голодных игр».

Итак, представьте себе четвертое тысячелетие, третью зону Четвертого сектора Евразийского штата Рейха. Журналист из газеты с соответствующим названием «Голос Рейха» — это представитель одной расы, и на искушенный ум снова приходят «Суррогаты» с «Дивиргентом» и «Инсургентом», хотя «Аэлиты» — с любовью к представительнице дружественного марсианского народа и заодно прародительнице жанра — наверное, было бы вполне достаточно. Ну, а прекрасное, мягко говоря, животное — дитя совсем другого мира не вполне человеческого образца. «З порога будинку я спостерігав за самками, — вспоминает герой-семьянин начало своего конца. — З’ясувавши щось між собою, вони розійшлись у різні боки. Молодша, більш струнка, з великими гарними грудьми, присіла біля паркану і рясно мочилася. Вони не мали жодного уявлення про сором. Молодшу звали Машею, ми купили її минулої осені в одного Ельзиного родича».

Итак, она звалась... Впрочем, какая разница, как сегодня называть отношения между футуристическими героями романа, если даже в личной жизни соседа по лестничной площадке сплошной нацизм понарошку, то есть по обоюдному согласию. И пускай кто-то отстаивает традиционный статус семьи, но в сегодняшнем мире её очертания уже не так однозначны, не говоря уже о литературных инсинуациях. Вряд ли роман «Маша, або Постфашизм» лишь о расовой дискриминации в далеком будущем, где герой из общества, построенного по законам Гитлера и Ницше, должен бежать, словно в «Поле битвы: Земля». Скорее он заставит задуматься о дне сегодняшнем, когда в мечтах из того же студенческого общака понятие «семьи» отнюдь не у всех, как утверждают модные журналы, «ассоциируется с браком, деторождением и набором «папа, мама, счастливые дети и собака». То есть иногда, вам подскажут, она может принимать формы «мама-папа», иногда «папа-папа», затем «папа-папа-раб» и после прочтения некоторых романов даже «папа-кукла-корова».

Как бы там ни было, но глянцевая журналистика нам не указ, и книжку Ярослава Мельника про любовь к существам с человеческим телом, которых, тем менее, за людей не считают, можно назвать первым после «Мира животных» вольноопределяющегося Марека интеллектуальным триллером.

Тэги: худлит

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?