Недавно страну постигла очередная не слишком приметная, но весьма показательная «пэрэмога», на сей раз в сфере авиационной промышленности. Государственное предприятие «Антонов» приступило к осуществлению совместного с Саудовской Аравией проекта по созданию легкого многоцелевого транспортного самолета Ан-132. Об этом радостном событии уже успел гордо заявить Порошенко, представители ГП «Антонов» столь же радостно пропиарились с этим вопросом на телевидении, прежде всего на «5 канале», принадлежащем все тому же «непримиримому борцу с олигархией» Порошенко.
И этой новости можно было бы порадоваться. Но обстоятельства данной сделки не дают совершенно никаких оснований для оптимизма. Фактически наши авиастроители нанимаются в качестве «интеллектуальных негров». Да еще к кому?! К саудитам, которые являются, мягко говоря, не самыми продвинутыми в авиации и в научно-техническом плане вообще. В результате Саудовская Аравия получит «за очень недорого» исключительные права на машину и технологии.
В связи с известными событиями, российский рынок для нашего авиапрома закрылся надолго, а скорее всего, — навсегда. Впрочем, может, это и к лучшему, поскольку заставляет избавиться, наконец, от инфантильно-иллюзорных надежд на «плодотворное» сотрудничество с «братским русским народом». Собственно, еще со времен скандально-многострадального совместного Ан-70 уже стало очевидным, что ничего хорошего от сотрудничества с Москвой ожидать не следует. Но вместо того, чтобы заниматься замещением импорта из России узлов и комплектующих, у нас в течение двух десятков лет с тупым упорством пытались «по-братски сотрудничать» с теми, с кем сотрудничать в принципе невозможно, особенно «по-братски».
Попытка сотрудничества в авиационной сфере с Европой, причем на тему, по сути, модифицикации того же Ан-70, тоже потерпела позорное фиаско. «Европеоиды», что называется, «стырили» наши разработки фактически еще советских времен, восходящие к самому патриарху Олегу Антонову, а потом банально нас «кинули», запустив свою версию самолета, подозрительно похожую на наш прототип. Это лишний раз ярчайшим образом характеризует хваленые европейские «ценности», «принципы» и прочую «евролабуду».
Собственно, как со стороны Москвы, так и со стороны Европы имеет место «кидалово». Только Москва это делает в своей кондово-портяночной манере, а Европа сделала то же самое «гламурненько».
Словом, давно было очевидно, что рынки сбыта для остатков отечественных высокотехнологичных отраслей, включая авиастроение, следует искать в странах Азии, Африки и Латинской Америки. К тому же, отечественные самолеты уже давно пользуются в этих странах заслуженным уважением и спросом за свою надежность и пригодность к эксплуатации в тяжелых условиях, даже с грунтовых аэродромов.
Ярким примером служит Ан-32, который еще в советское время разрабатывался по заказу военно-воздушных сил Индии для эксплуатации с высокогорных аэродромов. Эта машина является развитием хорошо себя зарекомендовавшего легкого транспортного самолета Ан-26, в свою очередь, являющегося развитием знаменитого Ан-24, первые модификации которого взлетели полвека назад, и уже одно это говорит о многом.
По информации ГП «Антонов», модель Ан-132, избранная для украинско-саудовского совместного проекта, должна стать глубокой модернизацией Ан-32. Соглашение между ГП «Антонов» и компанией Taqnia Aeronautics, являющейся дочерним предприятием саудовской компании по вопросам развития и инвестиций Taqnia, о создании украинско-саудовского многоцелевого транспортного самолета Ан-132 было подписано еще в мае 2015 года.
Насколько можно понять, у саудитов далеко идущие планы. Они хотят не только получить надежную машину, пригодную для эксплуатации в тяжелых условиях, но и заложить основы авиационной промышленности как таковой в своем королевстве. Поэтому планируется обучение саудовских кадров нашими специалистами, а также передача саудовской стороне технических решений и технологий производства. Планируется, что в совместном предприятии будут задействованы кадры только из Украины и Саудовской Аравии.
Согласно указанному соглашению, ГП «Антонов», научно-технологический центр имени короля Абдулазиза и упомянутая компания Taqnia Aeronautics выполнят доработку существующей модели самолета Ан-32 с целью обеспечить улучшение его характеристик. Итак, «Антонов» осваивает новые рынки и закрепляется на них, работу и финансирование получает не только «Антонов», но и множество предприятий-смежников.
Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Саудовская Аравия получит право интеллектуальной собственности и конструкторские чертежи на самолет. Кроме того, на самолете будет использоваться американская авионика и двигатели фирмы PrattWhitney Canada (PWC). Таким образом, целый массив отечественных предприятий, включая запорожское авиадвигателестроительное предприятие «Мотор-Сич», от этого совместного предприятия заказов не получат.
Все это вызывает серьезные опасения. После разрыва украино-российских торгово-экономических и технических связей более всего пострадали технологичные предприятия и в их числе предприятие «Мотор-Сич», утратившее значительную часть заказов. Впрочем, то же самое можно сказать, например, о «Южмаше». Предприятия в значительной мере простаивают. Квалифицированные кадры либо уходят, либо деградируют. Кроме того, кадры естественным образом стареют, а новые на их место не приходят из-за очевидной непрестижности, бесперспективности и низкой оплачиваемости инженерно-технической деятельности.
Наконец, в СМИ регулярно появляется информация о том, что квалифицированные отечественные кадры переманиваются Россией. Причем вполне возможно, что они попадают к агрессору с чертежами, ноу-хау, производственными секретами.
Переход права интеллектуальной собственности на Ан-132 исключительно к саудитам означает, что за право производить Ан-132 в Украине для собственных нужд или, тем более, для продажи в третьи страны придется платить саудовской стороне. Не факт, что саудиты согласятся, а если и согласятся, то неизвестно, на каких условиях.
Кстати, в советское время такого не было. Продавали готовую авиапродукцию и обеспечивали сервис. Иногда продавали лицензию на производство. Например, авиазавод в Мельце (Польша) имел лицензию на производство Ан-2 и Ан-28. Но это были далеко не самые современные на тот момент машины, особенно Ан-2, а главное — производитель, то есть завод Антонова, не лишался права выпускать такие же машины у себя.
Таким образом, налицо не долгосрочная совместная деятельность, а единоразовая продажа разработанной под заказ модели самолета.Поскольку же речь идет о модернизации ранее выпускавшихся моделей, то это, по сути, распродажа отечественных наработок, имеющих многолетнюю, еще советскую историю. Фактически имеет место все та же распродажа наследия прошлого.
И хоть сумма контракта не озвучивается, но внутренний голос подсказывает, что это дешевая распродажа...