Разборки между, образно говоря, «Зайчиком» и «Кроликом» в вопросе очередного — которого уже по счету за последние годы! — реформирования налогового законодательства привели к весьма забавным и опасным результатам. Тогда как Министерство финансов во главе с Натальей Яресько продвигает правительственный вариант Налогового кодекса и пока безуспешно пытается согласовать его с МВФ, группа депутатов под руководством председателя парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Нины Южаниной подготовила свой вариант НК.
Этот законопроект уже внесен в установленном порядке в парламент, а также предоставлен для изучения Международному валютному фонду через представительство фонда в Украине в лице главы представительства Жерома Ваше. Тем самым созданы огромные проблемы, можно сказать, подложена «большая свинья» правительству Яценюка, и прежде всего министру финансов Наталье Яресько, из которой на Западе уже вовсю «лепят» светлый образ «спасительницы неньки Украины-Руси» и едва ли не наиболее опасного противника «самого» параноика Путина. Главнейшая проблема депутатского проекта НК в том, что он является слишком либеральным и слишком реформаторским для «реформаторов» из правительства, а также их кураторов из МВФ и Вашингтона.
Еще одна проблема — это беспрецедентное количество народных «избранников» (аж целых 114 депутатских голов!), числящихся в его соавторах. Кроме того, документ поддержали 13 парламентских комитетов. Кажется, такого в истории Верховной Рады еще не было, чтобы четвертая часть общего количества депутатов и практически третья часть парламента, если учесть не принимавшие участие в последних парламентских выборах осенью 2014 года Крым м Донбасс, подписались под каким-либо законопроектом! Теперь отмахнуться он него не смогут ни правительство, ни Порошенко, ни даже МВФ.
Впрочем, фонд, похоже, уже отмахнулся, не очень заморачиваясь!. Последняя миссия МВФ отработала в Киеве безрезультатно. По проскользнувшим в СМИ данным, эксперты фонда указали правительству на невыполнение ряда требований. Поскольку полного перечня требований широкая общественность не знает, но сам этот перечень, похоже, постоянно увеличивается, подобной аргументацией можно «отмазываться» до бесконечности. Неполучение следующего транша кредита в размере 1,7 млрд долларов, а тем более срыв дальнейшей программы МВФ грозит стране большими проблемами, поскольку без внешних заимствований правительство свести «дебет с кредитом» не в состоянии, а кроме МВФ никто денег в долг сейчас Украине не даст. Правда, есть еще путь «обезжиривания» олигархов, но очевидно, что в этом не заинтересованы ни в правительстве, ни у Порошенко (которые обслуживают интересы тех или иных олигархических групп), ни на Западе, куда олигархи выводят средства из многострадальной украинской экономики.
Кстати, беспрецедентным является сам факт предоставления проекта НК в представительство МВФ. Дело в том, что фонд традиционно работает с правительствами, но не с парламентами.
Рассмотрим основные особенности проекта закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации, автором которого является группа народных депутатов во главе с председателем парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Ниной Южаниной.
* * *
Одна из важнейших задач законопроекта — вывод из тени заработной платы. С этой целью намечено снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Первоначально обсуждалось снижение ставки единого социального взноса до 10% с полной отменой удержания взноса с работника. Но из-за угрозы МВФ остановить кредитование Украины ставку взноса предложено понизить пока только до 20%, что в принципе соответствует тому размеру ставки, который ранее предлагал Минфин, а вот цель полной отмены удержания взноса с работника достигнута. Но теперь сбор будет взиматься со всей заработной платы (ранее он был ограничен 17 минимальными зарплатами). Ставка налога с доходов физлиц понижена с 20% до обсуждаемых ранее — 10%. Также предусмотрена полная отмена военного налога, который сегодня составляет 1,5% от фонда оплаты труда.
Впрочем, снижение ставки единого социального взноса только до 20% едва ли побудит бизнес выводить зарплаты из тени. К тому же из законопроекта исчезло ранее задекларированное намерение слить воедино единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц.
Законопроектом предусматривается снижение ставки налога на прибыль с нынешних 18% до 15%. Предлагается также отменить авансовые взносы по налогу, а отчетный период установить равным году, что существенно упрощает администрирование.
Важнейшей новацией в вопросе налогообложения прибыли является намерение сделать объектом налогообложения только так называемую распределенную прибыль, что означает обложение налогом только начисленных дивидендов, которые выплачиваются в пользу физлиц, нерезидентов и неплательщиков данного налога. Из существующих на сегодня налоговых разниц всего несколько трансформированы в объект налогообложения. Основными из тех, которые остались, являются превышение порога ограничения по процентам в пользу нерезидента связанного лица, превышение обычных цен по операциям с оффшорами, низконалоговыми юрисдикциями и неплательщиками налога, превышение лимита платежей в пользу неприбыльных организаций, а также роялти, выплаченные нерезидентам с теми же ограничениями, которые существуют и сегодня. Такая версия налога на прибыль для бизнеса выглядит достаточно привлекательно.
Предлагается также существенно снизить основную ставку НДС с 20% до 15%. При этом остается ставка 7% для лекарств, которую предлагает упразднить Минфин. Законопроект предполагает сохранение электронного администрирования НДС, но в доработанном виде. В частности, вводятся инструменты воздействия на продавца за нерегистрацию налоговой накладной и прочее. Перечень случаев, когда налоговики смогут не признавать право на налоговый кредит, сужен до ошибки при указании индивидуального налогового номера плательщика или формирования кредита по необлагаемым операциям. Запрещено также аннулировать регистрацию плательщика налога, если не установлено его местонахождение.
Важнейшей новацией является и автоматическое возмещение НДС всем и без каких-либо критериев и ограничений в порядке общей очереди при полной прозрачности реестра претендующих на возмещение. Это позволит разрушить тотальную коррупцию, когда возврат НДС экспортерам осуществляется в ручном режиме по непрозрачным мотивам, что однозначно предполагает так называемые откаты.
В отличие от правительства, которое, похоже, вознамерилось окончательно похоронить упрощенную систему налогообложения и отчетности, в парламентском проекте НК предлагается интересная и рациональная реформа упрощенной системы. В целом, упрощенная система сохраняется в ныне действующем виде. В первой и второй группах лишь устраняются виды деятельности, связанные с предметами и услугами, относящимися к роскоши. Для юридических и физических лиц третьей группы максимальный доход уменьшается с 20 млн до 5 млн гривен, а не до 2 млн гривен, как предлагается в проекте Министерства финансов. Ставки налогов будут повышаться, но постепенно. Те предприниматели, которые сегодня работают без НДС и платят 4% с оборота, с 2016 года будут платить 6%, с 2017-го — 8%, а с 2018-го — 10%. Подобные изменения системы дают возможность максимально предотвратить злоупотребления упрощенной системой, но также позволяют не навредить тем, кто работает честно. Кроме того, в парламентском проекте Налогового кодекса заложены механизмы, не позволяющие использовать упрощенку в схемах уклонения от налогов.
Таков далеко не полный перечень особенностей проекта НК «от Южаниной», отражающий намерения авторов по серьезной либерализации налогового законодательства.
* * *
Вернемся к политическим и меркантильным инсинуациям вокруг документа. Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на свою прогрессивность, депутатский проект НК является весьма спорным.
Документ предлагает меры, которые украинской власти предлагалось внедрить с момента создания государства — для развития экономики и роста казны налоги нужно снижать! Но в этих мерах в «верхах» не заинтересован никто. Предлагаемые реформы важны прежде всего для малого и среднего бизнеса, но они мало кого интересуют. Кабмин так называемых реформаторов на самом деле к реальным реформам не готов. Бизнес олигархов построен на оффшорных схемах, либерализация налогового законодательства их мало интересует, а антиоффшорные игры в трансфертное ценообразование пока так и остаются играми. Провластный бизнес построен на административном ресурсе, и в условиях либерализации он лишится могущественной административной дубины и конкурентного преимущества. Кроме того, правительство и сегодня не понимает, как свести баланс страны в условиях перманентного падения экономики, и отказаться от выдавливания соков из бизнеса просто не готово, ибо видит в этом для себя смертный приговор. Министр финансов Яресько уже заявляет, что ставки налогообложения и администрирование налогов, дескать, являются вещами менее важными по сравнению с коррупцией в правоохранительных органах и судебной системе, а также общей нестабильностью. Следует признать, что здесь она права, но возникает вопрос: кто мешает правительству совместно с правоохранителями, судами и президентской вертикалью бороться за очищение всех органов от коррупции?!
Массовое авторство депутатов в проекте НК — это своего рода праздник непослушания. Спровоцировано создание парламентского проекта НК было Порошенко в пику Яценюку, хотя сейчас на Банковой на эту тему предпочитают отмалчиваться, поскольку тема становится все более скандальной: перспектива остаться без кредитов МВФ чревата более чем серьезными последствиями не только для Яценюка и Яресько, но и для Порошенко и его «лавочки». К тому же в МВФ, похоже, уже достаточно четко дают понять, что законопроект массового депутатского авторства считают авантюрой.
Со своей стороны, Министерство финансов уже разворачивает массированную контрпропаганду. В Минфине заявляют, принятие парламентского проекта НК приведет к образованию гигантской бюджетной дыры в размере 150-200 млрд гривен. Очевидно, компенсировать подобные потери нечем. Правда, сама Южанина утверждает, что, по альтернативным подсчетам, введение НК ее авторства приведет к вполне вменяемому дефициту в 13,9 млрд гривен, но подобное заявление вызывает, мягко говоря, недоверие.
Даже намного более жесткие меры, закладываемые в правительственном варианте НК, приведут, по признанию Натальи Яресько, к дефициту в размере 60 млрд гривен. Однако она утверждает, что знает, как и чем закрыть эту дыру.
Но, похоже, оптимизм Яресько не разделяет МВФ, что и явилось одной из причин задержки следующего кредитного транша в размере 1,7 млрд долларов. В МВФ вообще полагают, что с налоговой реформой следует повременить. В этом есть рациональное зерно, особенно если учесть, что правительство с тупым упорством намеревается запустить с нового года новый, по сути, еще не существующий в природе, Налоговый кодекс, по которому даже согласованного проекта еще нет и не предвидится. А до нового года, напомним, уже осталось менее 2 месяцев. И вообще, вводить налоговые изменения, по закону, можно не ранее, чем через полгода после их принятия, но власть об этом, вероятно, забыла.
Парламентская и правительственная концепции реформы налогового законодательства слишком противоречат друг другу, а их создатели не способны на компромисс.
Результат подобных игрищ может быть крайне негативным, если Украина не получит следующего кредитного транша, да еще при условии, что отдавать Москве скандально известные 3 млрд долларов таки придется.
Нашумевшая (недо)посадка Корбана и парламентские «бои на бутылках», которые нынче усиленно смакуют на каждом углу, на этом фоне просто детские забавы.