За годы своей журналисткой практики я четко усвоила, что любое интервью делится на две части: то, что говорится на диктофон, и то, что говорится потом, так сказать, «уже не для записи», когда из официального разговор переходит в русло простого человеческого общения. Любой журналист вам скажет, что вторая часть куда более ценна и интересна.
В минуты особого откровения, когда диктофон уже выключен, а кофе еще не допит и хочется поговорить, политологи, политтехнологи, да и чего уж греха таить, и сами политики, оценивая работу нашего парламента, не раз в сердцах говорили: «Бардак в парламенте у нас по одной простой причине: нет у нас в политике умных баб. Ну нет их, понимаешь! Вот были бы бабы, все было бы по-другому».
В переводе на литературный язык это означает, что женщины мудрее, рассудительнее и осторожнее. Мол, если присутствие большего количества женщин в сессионном зале и не будет гарантировать принятия грамотных законов, то, во всяком случае, мы перестанем наблюдать с экранов телевизоров «петушиные бои» наших народных избранников, разбитые носы и бесконечное шутовское блокирование трибуны.
Действительно ли женщины смогли бы навести порядок в парламенте — вопрос риторический, так как еще неизвестно, что лучше: очередное махание кулаками в сессионном зале или юридически безграмотный закон.
Но факт остается фактом: в украинской (да и не только) политике действительно очень мало женщин. Нет, безусловно, на сайте Рады есть список женщин-депутатов, и их там около 50. Вроде бы, и не очень мало. Но львиную долю этих политиков мы с вами не знаем и едва ли когда-нибудь узнаем, судя по их активности, вернее, по полному отсутствию таковой. Иными словами, быть политиком и числиться таковым — это совершенно разные вещи.
А отсюда вопрос: так почему в политике мало женщин? Потому, что 80% женщин между карьерой и семьей все-таки выберут семью? Или потому, что политика — это слишком грязная и опасная игра? Кстати, а акцент на каком слове: «грязная» или «опасная»?
Итак, как часто женщины-депутаты становились жертвами избиения:
Кужель, Тетерук и бутылка
5 ноября 2015 года в здании парламента нардеп Андрей Тетерук напал на депутата Александру Кужель.
Как рассказала пресс-секретарь «Батькивщины» Татьяна Золотарева, Тетерук позволил себе оскорбительное высказывание в адрес членов фракции «Батькивщина» и лично грубо оскорбил Александру Кужель, после чего в запале страсти ударил ее по голове стеклянной бутылкой.
Медики диагностировали у Кужель сотрясение мозга. Позже Кужель была госпитализирована в Институт нейрохирургии.
На ролике, снятом скрытой камерой, виден конфликт между нардепами, однако скандальный «момент с бутылкой» не запечатлен.
В то же время на съемке видно, что нардепы растягивают Александру Кужель и Андрея Тетерука. Кужель держится за лоб, возле нее находится глава ВО «Батькивщина» Юлия Тимошенко.
Было ли на самом деле у Гориной сотрясение мозга, наверное, знает только сама Ирина Анатольевна и врачи, которые ее осматривали. Вопрос в другом — нападение (или подобие нападения) все-таки было.
Оробец и силовики
В январе 2014-го на депутата Лесю Оробец напали силовики и избили ее и людей, которые ее защищали.
«Я снимала на мобильный телефон раздачу гранат табуну Беркута, голов 20. Гранаты эти, напомню, сейчас массово бросаются в украинских граждан и вызывают тяжелые осколочные ранения, хотя для Пшонки и Лутковской они «светошумовые», — заявила депутат.
«Я подошла по Грушевского со стороны Рады. Они прекрасно знали, кто я. Я не нападала ни на кого, стояла на открытом месте с телефоном. На меня набросилась стая из минимум пяти здоровенных беркутовцев в масках и доспехах, сбили с ног, я упала на мостовую и сильно ударилась головой, шлем спас», — отметила она.
«Трех моих защитников — мужчин избили жестоко, по голове и по корпусу, от тяжелых травм спасли шлемы и шапки. Телефон выбили из рук, разбили и отобрали», — добавила она.
«На мои крики «Что вы меня бьете, я же вам ничего не делаю» они с гаденькими шутками говорили: «А мы тебя не бьем, мы тебя оттесняем», — рассказала депутат.
Я прекрасно понимаю, что после серьезного нападения человек оказывается на больничной койке, а не дает интервью. Но, наверное, это первый и последний случай за всю мою журналистскую практику, когда я на слово верю депутату.
Верю, просто потому, что я прекрасно помню, что тогда творилось на Майдане. Возможно ли, что ее никто не бил? Конечно, как возможно и то, что запросто могли убить и не заметить.
Геращенко и Мельник
В марте 2012 года депутат Верховной Рады от Партии регионов Петр Мельник напал на депутата от НУ-НС Ирину Геращенко и попытался силой вынести ее из избирательного участка в Обухове.
Это случилось после того, как члены избирательной комиссии обвинили депутатов в создании обстановки, которая якобы мешала им работать, и проголосовали за то, чтобы все парламентарии покинули участок. Сразу после этого Мельник буквально схватил Геращенко в охапку, поднял и понес к выходу.
Регионалу все же не дали вынести женщину — ему перекрыли дорогу мужчины и вынудили отпустить ее. После этого Мельник начал громко кричать, что он депутат Верховной Рады, а следовательно, трогать его нельзя.
Ионова и «чей-то» кулак
В январе 2014 после очередного блокирования трибуны была госпитализирована народный депутат Украины от партии «УДАР» Мария Ионова.
В пресс-службе заявили, что Ионову ударил по голове депутат от Партии регионов Владимир Малышев. Сами регионалы утверждали, что Малышев пострадал в драке. По их словам, депутата атаковал представитель «Батькивщины» Юрий Вознюк.
Мировая практика
К сожалению (или к счастью), Украина — далеко не единственная страна в мире, где в споре с женщиной мужчины используют в качестве последнего аргумента физическую силу.
Россия. В марте 2014 года На Марсовом поле в Петербурге проходил митинг против введения российских войск в Крым. На мероприятие собралось около 600 человек, в том числе депутаты ЗакСа. На парламентария Ирину Комолову во время выступления напал провокатор, который не только ее избил, но и повредил звукоусиливающую аппаратуру.
Афганистан. В апреле 2014 года после словесной перепалки между сотрудником правоохранительных органов и женщиной-депутатом афганского парламента Мариам Куфи силовик несколько раз выстрелил в женщину.
В том же Афганистане в 2013 году группа боевиков совершила вооруженное нападение на женщину-депутата Ферешту Анвари, в результате инцидента один человек был ранен.
***
К сожалению, этот список можно продолжать бесконечно. И очень страшно от осознания того, что на запрос в поисковике «нападение на женщин-депутатов» Украина находится в списке лидеров. Страшно даже не из-за сердобольного переживания о депутатском здоровье, вовсе нет. У нас депутаты и лечатся получше нас с вами, и притворяются травмированными получше многих спортсменов, которые, кстати, годами учатся правильно падать и правильно симулировать травму.
Страшно за наше с вами будущее. Да и есть ли будущее у страны, в которой политики, ведя свой народ в Европу, сами все еще живут по первобытным законам?