Прошли майские праздники, и настало время выполнять ультиматум, который Юлия Тимошенко выдвинула правительству Арсения Яценюка. Лидер «Батькивщины» требует снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в противном случае угрожая «действовать иначе» в сессионном зале парламента.
Тема повышения тарифов на услуги ЖКХ — безусловно, очень удобная для любого политика, умеющего манипулировать цифрами. Если посмотреть на эту карту, становится понятным, что иного выхода, как повышать тарифы на газ для населения, у власти просто не было. При этом не нужно забывать о газе собственной добычи, объемы которой в последнее время стали предметом многочисленных манипуляций как представителей правительства, так и его критиков. В этих вопросах позиция профессионалов зачастую забивается популистскими лозунгами.
Тимошенко — политик опытный и умелый, поэтому дождалась удобного случая для атаки на Кабинет Министров. Анонсировав ее еще в конце апреля, лидер «Батькивщины» не спешит покидать ряды коалиции «Европейская Украина». Ей намного интереснее действовать изнутри, не перебирая на себя негатив в качестве «разрушительницы» и «предательницы идеалов Майдана». Справедливости ради напомню, что «сердечники» составляют самую маленькую фракцию в Верховной Раде, и их гипотетический выход из коалиции ничего в работе парламента не изменит. Впрочем, Юлия Владимировна заручилась поддержкой еще двух миноритарных фракций — «Самопомощи» и Радикальной партии — в деле борьбы с правительством Яценюка.
Определенной пикантности этому противостоянию придает непродолжительный политический роман Арсения Петрович и Юлии Владимировны, завершившийся перед досрочными парламентскими выборами. Команда Яценюка — Турчинова после ухода из «сердечного» лагеря создала «Народный фронт», набравший больше всего голосов по партийным спискам, «Батькивщина», больше напоминающая клуб поклонников политических талантов Юлии Тимошенко, стала замыкающей среди партий, преодолевших 5-процентный барьер. Немудрено, что, наблюдая за премьерской карьерой Арсения Петровича, Юлия Владимировна повторяет слова героя «Бриллиантовой руки» «На его месте должен был быть я».
Что касается повышения тарифов на ЖКХ-услуги, то здесь совпали в пространстве и времени две проблемы: необходимость их повышения, поскольку в нынешних ситуациях Украина вынуждена начинать жить по средствам, и неспособность исполнительной власти обеспечить прозрачность и понятность этого шага. Тимошенко как политик с прирожденным чутьем оппозиционера поняла, что нового шанса для ренессанса придется ждать долго, и ринулась в атаку. Она даже готова пару недель поработать в НКРЭКУ, чтобы навести порядок с тарифами.
Лично меня в этой отчаянной и полной неподдельного драматизма схватке за справедливые тарифы смущает два момента. Первый — почему Юлия Тимошенко не была обеспокоена ими во время своего пребывания в премьерском кресле в 2005 и 2007 — 2009 годах? Не было дел важнее? Что может быть важнее обеспечения благосостояния граждан? Второй — почему для обличительных речей лидера «Батькивщины» свой прайм-тайм охотно предоставил телеканал «Интер», принадлежащий Дмитрию Фирташу и Сергею Лёвочкину. Если кто полагает, что Юлия Владимировна нелегально проникла в студию воскресного эфира и самовольно начала вещать...
В недавнем эфире на канале 112 Тимошенко пошла еще дальше, подвергнув критике министров-иностранцев за некомпетентность в украинских делах и заявив, что сегодня Украине нужны люди, разбирающиеся в теневых финансовых схемах. Юлия Владимировна пошла ва-банк, напомнив общественности о своем амплуа «газовой принцессы», от которого энергично пыталась избавиться на протяжении нескольких лет с переменным успехом.
Судя по целенаправленности усилий и интенсивности медийной подготовки, Тимошенко стремится не просто свалить правительство Яценюка, но и сама хочет вернуться в премьерский кабинет. Не исключаю, что эта затея может быть удачной — слишком много в политикуме желающих использовать ее талант разрушителя в собственных целях. Но выдержит ли Украина новый виток противостояния премьера и президента, учитывая непростую историю отношений Тимошенко и Порошенко? Этот вопрос сегодня не выглядит риторическим.