На днях довелось побывать в Днепропетровске. Лично мне, как уроженцу Донецка, город, названный в честь Днепра и советского деятеля Григория Петровского, показался чем-то средним между шахтерской столицей и Киевом.
Дело не только в географическом положении, но и в общей атмосфере: историческая архитектурность, холмистость и Днепр напоминают Киев, а местная индустриальность, дополняемая фрагментарной глянцевостью, — Донецк.
Конечно, многое роднит Днепропетровск с Запорожьем. Однако эти братья, что ни говори, не близнецы — как архитектурно, так и ментально. Хотя преувеличивать различия между двумя областными центрами Нижнего Поднепровья в национальном масштабе не стоит.
Впрочем, все эти мои впечатления о Днепропетровске, вероятно, слишком поверхностные. К тому же, сложившиеся всего за несколько дней. С другой стороны, именно первые впечатления, как известно, порой оказываются наиболее точными.
Говорить о ситуации в стране с незнакомыми жителями юго-восточных городов нынче дело тонкое. Некоторые боятся озвучивать конкретные позиции; другие просто не хотят, чтобы лишний раз не нервничать. Да и вряд ли оправданно сегодня навязываться людям с подобными поводами.
Одним из отражателей и генераторов общественного мнения днепропетровчан можно считать местную прессу. С этой мыслью я решил приобрести для изучения несколько городских газет, а именно: «Вісті Придніпров’я», «Наше місто», «Громадська сила» и «Днепр вечерний».
Ниже хотелось бы остановиться на нескольких материалах из этих газет, которые могут быть актуальными или просто интересными не только для жителей Днепропетровска, но и для регионов страны.
Недешевая десоветизация
В статье «Кто заплатит за переименование?», опубликованной в газете «Вісті Придніпров’я», местные эксперты размышляют на тему переименования населенных пунктов и улиц с советскими названиями.
По мнению политолога Виктора Пащенко, принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект № 2558, предписывающий «декоммунизацию», является противоречием между декларируемой руководством государства идеей децентрализации и реальными действиями власти.
«Вопрос названия города должен быть в ведении территориальной громады. Также нужно учесть, что подтверждение его переименования требует простого большинства в парламенте, а переименование региона — изменений в Конституции и 300 голосов. Нет уверенности, что столько наберется», — говорит Пащенко.
По его словам, не исключено, что область останется Днепропетровской при измененном названии города.
«Вообще, неизвестно, подпишет ли Президент закон, к которому так много претензий и замечаний. Переименование же улиц, — добавляет местный политолог, — происходит по решению сессии горсовета, и такая практика уже применялась, в том числе и в Днепропетровске».
Глава отраслевого совета участников рынка недвижимости в Днепропетровской области Сергей Логутенко считает, что с принятием закона особое значение будет иметь работа нотариата, так как придется вносить изменения в правоустанавливающие документы при том, что у нотариусов по-прежнему нет доступа ко всем реестрам, касающимся недвижимости.
Член совета «Лиги аудиторов Украины» Михаил Крапивко обращает внимание на то, что в рамках страны «декоммунизация» обойдется местным и государственному бюджетам, как минимум, в 5 миллиардов гривен.
В то же время местные бюджеты покроют лишь стоимость справочников, карт и адресных табличек на строениях, находящихся в коммунальной собственности. Замена табличек на частных домах и ОСМД ляжет на кошельки жильцов: минимальная стоимость одной — 300-600 грн. Не стоит упускать из виду перерегистрацию документов физических лиц с оплатой госпошлины (от 51 гривны) за каждый.
Но больше всего достанется юридическим лицам. По мнению экспертов, затраты каждого достигнут нескольких тысяч гривен.
Кровать от Филатова
Среди последних выпусков газет «Вісті Придніпров’я» и «Наше місто» можно найти один и тот же материал о том, как нардеп и бывший замгубернатора Борис Филатов помог рослому ветерану большой кроватью:
«Много чего успел повидать Борис Филатов за полгода своего депутатства, но с подобной просьбой столкнулся впервые. Житель улицы Джерельной, что в Жовтневом районе Днепропетровска, инвалид Великой Отечественной войны Василий Снисарь просил... кровать, да побольше. Старая давно уже вышла из строя, а на раскладном диванчике типа „Малютка“ богатырского телосложения ветеран попросту не помещался.
Конечно, сегодня 92-летний Василий Андреевич Снисарь уже не тот, что был 70 с лишним лет назад, когда в составе гвардейской части форсировал Днепр, Днестр, Вислу и Одер. В конце войны высокий плечистый парень привлек внимание офицеров, отбиравших спецконтингент для охраны маршала Георгия Жукова. Василий тогда успешно прошел строгий кастинг и некоторое время служил телохранителем Жукова в немецком городе Потсдаме.
Кровать ветерану-богатырю выбрали соответствующую — размером 160×200 см. Доставили и собрали. Пусть бойцу, заслужившему благодарность потомков, снятся на его новом ложе только мирные сны»...
Разница только в том, что в «Вісті Придніпров’я» этот материал расположен на 2-й странице, а в «Наше місто» — на 3-й.
«Осторожно! Украдено!»
Более решительный тон задает бесплатная днепропетровская газета «Громадська сила», которую распространяет одноименная общественная организация. В одном из последних выпусков этой «бесплатки» городской недвижимости ставится диагноз «Осторожно! Украдено!»:
«Днепропетровск идет на печальный рекорд — город грабят уже не на миллионы, а на миллиарды. Из собственности выводятся сотни объектов недвижимости, принадлежащей городской громаде, то есть каждому жителю Днепропетровска. Местная власть строит из себя слепых котят и демонстрирует позднее прозрение. Но факт остается фактом: скоро на тысяче объектов можно будет вешать табличку «Осторожно! Украдено!».
В этом же номере лидер организации «Громадська сила», местный общественный деятель и предприниматель Загид Краснов, баллотировавшийся в мэры Днепропетровска на выборах 2010 года, критикует закон о люстрации.
«Тесть Путина»
В свою очередь, ведущий рубрики «Дворец спорта» в газете «Днепр вечерний» Анатолий Косых пишет о том, что отец знаменитой гимнастки Алины Кабаевой Марат Кабаев долгое время жил в Днепропетровске. Более того, в конце 1980-х он был футболистом «Днепра».
«Марат сейчас живет в Казани, а его бывшая жена Татьяна (они давно разошлись) с дочерями Алиной и младшей Лейсаной — в Москве. Думаю, больше половины читателей „Днепра вечернего“ хорошо знают, что у Алины давно уже своя жизнь», — многозначительно констатирует Косых.
Надо отметить, что этому материалу местная газета посвятила целый разворот. Правда, почти в самом конце номера, перед афишей культурных мероприятий города.