Венецианский кинофест-2014: поэзия важнее политики

Подвёл итоги 71-й Венецианский кинофестиваль. То, как распределились его награды, в очередной раз подтвердило неустойчивость кинофорума, который в последние годы переживает нелучшие времена. Мостру бросает в крайности: в прошлом году награды получили далеко не лучшие ленты, а в этом — абсолютные фавориты.

Настрой, с которым критики съехались на кинофест, точно иллюстрирует фраза одного из наиболее влиятельных киноведов России Антона Долина: «Весь Венецианский фестиваль в этом году, за редкими исключениями, выглядит, как унылые похороны авторского кинематографа». Однако после оглашения победителей Мостры, мнение Долина, как и многих других критиков, кардинально изменилось.

«Золотого льва» впервые в истории получил шведский фильм. Снял его ровесник кинофорума Рой Андерссон. Многословно и загадочно как содержание ленты, так и её название, — «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни».

Ранее столь высокая награда доставалась скандинавской картине лишь однажды — в далёком 1955 году. Тогда её присудили «Слову» Карла Теодора Дрейера. Сегодня этот фильм считается хрестоматийным. Будет ли причислен к золотому фонду кинематографа и «Голубь...» — покажет время.
Эта лента закрывает трилогию Андерссона «о том, как быть человеком». Каждая из её частей выходила с перерывом в семь лет. В 2000-м — «Песни со второго этажа», а в 2007 — «Ты, живущий». Обе показывались в конкурсе Каннского кинофестиваля. Первая получила вторую по значимости награду феста — «приз жюри», а вторая уехала ни с чем. Третью часть цикла Андерссон также подавал на рассмотрение французского киносмотра, однако её отклонили. И это уже далеко не первый случай, когда отброшенные Каннами фильмы становятся призёрами Венеции. Привыкший «перебирать харчами» Каннский киносмотр достаточно часто в последние годы упускает действительно выдающиеся картины.

Бессюжетный «Голубь сидел на ветке...» живописует трагический и вместе с тем весёлый абсурд бытия. Эпизоды фильма выстраиваются в гротескную фреску событий, которые не связаны между собой. Через фильм проходит множество сквозных персонажей: капитан-неудачник, коммивояжёры, преподаватель фламенко, парикмахер, король Карл XII после битвы под Полтавой и т. д.

Председателем жюри в этом году был композитор Александр Деспла, который пять раз номинировался на «Оскар» и многие другие престижные кинонаграды. По его словам, политическими мотивами жюри руководствовалось в меньшей степени, нежели критериями гуманизма и поэзии. Интригующе такая формулировка звучит, учитывая, что «Гран-при жюри» отдали замешанной на политике документалке «Взгляд тишины» (реж. Джошуа Оппенхаймер).

Фильм посвящён жертвам и пострадавшим в индонезийском терроре 1965 года. Тогда в рамках борьбы с коммунистами было уничтожено до миллиона человек. Прошло полвека. Убийцы живут по соседству с родственниками своих жертв. Первые — в полной уверенности, что были абсолютно правы. Вторые — в полном непонимании, почему были убиты их родные.

Эту тему Оппенхаймер начал в своей предыдущей сенсационной ленте «Акт убийства». Она была посвящена палачам, которые бравируют на камеру своими зверствами. Второй же фильм сосредоточен, прежде всего, на безмолвных жертвах. «Акт убийства» получил несколько десятков престижных наград и ещё больше — номинаций, среди которых и «оскаровская». Посмотрим, сможет ли превзойти её второй фильм дилогии.

Учитывая, что в прошлом году «Золотого льва» получила также документальная работа, неигровое кино рискует стать в Венеции трендом. Кстати триумфатор прошлогодней Мостры — «Римская кольцевая дорога» — на следующей неделе выходит в украинский прокат.

За лучшую режиссуру был отмечен неожиданно сильный фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Более чем десять лет Кончаловский снимал или претенциозные документальные фильмы, в которых пытался переосмыслить историю, или проходной мейнстрим. После «Белых ночей...» девальвировавшая репутация режиссёра должна восстановиться.

Эта картина гармонично объединяет в себе приёмы игрового и документального фильма. Стремясь предельно точно показать на экране реалии российской глубинки, режиссёр использовал непрофессиональных актёров, которые делали перед камерой то же, что и в повседневной жизни. Единственная профессиональная актриса в фильме — Ирина Ермолова.

В ленте разворачивается почти детективный сюжет. В российской глубинке у почтальона украли мотор от лодки. Без него развозить хлеб и почту — единственное, что связывает местных с внешним миром, — невозможно. Подобных глубинок в России — великое множество. Люди в них живут, словно в отдельном государстве, ведь предоставлены они там лишь самим себе.

Ходят слухи, что подобно своим документальным фильмам, «Белые ночи...» Кончаловский со временем выложит в Интернет. Так что даже если близорукие законы о запрете российских фильмов в Украине войдут в силу, эту ленту мы посмотреть сможем.

Со смешанными чувствами была воспринята итальянская эко-драма «Голодные сердца» (реж. Саверио Констанзо). С одной стороны, критики упрекнули её автора в китче. С другой — не скупились на комплименты исполнителям главных ролей Альбе Рорвахер и Адаму Драйверу. В итоге оба «Кубка Вольпи» за лучшую мужскую и женскую роли достались этому фильму.

Рорвахер очень популярна в Италии, но практически не известна в Украине — фильмы с её участием, если и появлялись в наших кинотеатрах, так лишь считанные разы в рамках ограниченного проката. Другое дело Адам Драйвер — в следующем году его мастерство можно будет оценить в седьмом эпизоде «Звёздных войн». До этого же он появлялся как в популярных сериалах («Закон и порядок» и др.), так и в фестивальных хитах («Внутри Льюина Дэвиса», «Линкольн», «Милая Френсис»).

Остальные награды кинофорума были встречены критиками едва ли не в штыки. Получившая «Приз жюри» турецкая картина «Шивас» (реж. Каан Мюждечи) на деле оказалась легковесной мелодрамой о дружбе мальчика и собаки. В отмеченной «за лучший сценарий» иранской ленте «Рассказы» (реж. Рахшан Бани-Этемад), по мнению киноведов, как раз сценарий и являлся «слабым звеном».

При этом, однако, странно, что без ключевых наград кинофорума остался «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Весь громогласный восторг, которым наполнились СМИ относительно этого фильма, материализовался лишь во второстепенную награду — «Малый золотой лев» от студенческого жюри.

Лента рассказывает о бывшем актёре, который прославился благодаря своим ролям супергероя Бёрдмена. Спустя годы ему приходится вернуться к этому образу в бродвейской постановке. Но сможет ли он вернуть своё былое величие?

Это одна из тех считанных лент, которые точно дойдут до отечественных экранов. За год с момента окончания предыдущей Мостры в украинских кинотеатрах было показано пять фильмов, которые в прошлом году боролись за «Золотого льва». Ещё годом ранее таких лент было всего три. Динамика радует, и будем надеяться, количество «венецианских» фильмов в нашем прокате увеличится. Ведь в этом году многие эксперты отмечают, что конкурс Мостры был сильным.

Несмотря на то, что ни одного отечественного фильма на фесте представлено не было, без упоминания Украины не обошлось. Во-первых, на пресс-конференции по случаю открытия кинофеста были отведены пустые стулья Олегу Сенцову и иранскому режиссёру Махназу Мохаммади. Директор Мостры Альберто Барбера таким образом привлек внимание всего мира к фальсифицированным уголовным делам, возбужденным против этих кинематографистов.

Во-вторых, французский фильм «Последний удар молота», отмеченный «призом памяти Марчелло Мастрояни лучшему молодому актёру», снимался при участии симфонического оркестра из Львова. Лента рассказывает о пробуждении любви к музыке, чем, безусловно, не могла не подкупить внимание председателя жюри.

Ну, а в-третьих, о своих украинских корнях лишний раз упомянул американский режиссёр Лиза Холоденко, которая привезла в Венецию пилотные эпизоды своего нового сериала «Олив Киттридж». «Я — украинка. Мой дед уехал в США из Киева», — сказала она во время пресс-конференции. Её предыдущий фильм «Детки в порядке» (2010), кстати, выходил в украинский прокат.

Что ж, за неимением своего достойного кинематографа, нам приходится выуживать подобные мелочные упоминания Украины. По сравнению с Каннским и Берлинским кинофестивалями, которые вместе с Венецианским составляют правящий триумвират европейских кинофорумов, на последнем наше кино было представлено наиболее скромно. За всю историю в его рамках было показано лишь четыре наши картины: «Кислородный голод» Андрея Дончика, «Тир» Тараса Томенко, «Настройщик» Киры Муратовой и «Земля Забвения» Михаль Боганим. Скоро ли появится пятый?

Тэги: Венецианский кинофестиваль

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?