Одесский кинофест-2014: Yes, we Can(nes)

«Да, мы можем» (Yes, we Can) провозгласили организаторы Одесского кинофестиваля (ОМКФ) пять лет назад, когда у них скептически спрашивали, смогут ли они провести фестиваль международного уровня. Сегодня, спустя пять лет, сомнений в этом не возникает.

Читайте также Одесский кинофест-2014. Начало

Читайте также Одесский кинофест-2014: АбсуРТ-мейнстрим

«Да, мы Канны» (Yes, we Cannes) говорят они сегодня, когда слышат восторги об организации своего феста, качестве его фильмов и масштабе ОМКФ в целом. При этом они, однако, уточняют: «Мы позиционируем себя, как восточноевропейские Канны. В будущем именно так и будут идентифицировать наш фест во всём мире».

Что ж, учитывая галопирующую динамику развития ОМКФ, наблюдать за его перерождением в кинофест класса «А», придётся относительно недолго. Тогда он станет полноценной альтернативой тем же Каннам. Пока же его можно назвать лишь достойным дополнением к авторитетному кинофесту класса «А».

С этого года ОМКФ перестал подбирать объедки с богатых столов авторитетнейших кинофестивалей. И начал вместо этого предлагать всё больше и больше своих собственных фирменных блюд.

Например, в основном конкурсе ОМКФ-2014 ровно половина фильмов — из восточной Европы. В Каннах же в этом году за «Золотую пальму» боролась лишь одна лента из этого региона, а в прошлом году — и вовсе ни одной. По мнению, пожалуй, наиболее авторитетного российского киноведа Андрея Плахова, в последние годы восточноевропейскому кино просто нечего предложить столь авторитетному кинофесту, как Каннский. Аргументирует он это тем, что легендарные в своё время румынские, польские, чешские и др. кинематографии нынче на спаде.

Однако с каждым отсмотренным в Одессе восточноевропейским фильмом всё больше и больше сомневаешься в словах Плахова.

Например, чёрно-белый польский шедевр Павла Павликовского «Ида» в прошлом году каким-то необъяснимым образом не засветился ни на одном из авторитетнейших кинофорумов мира. Каннам, Берлину и Венеции оставалось лишь плакать горючими слезами, когда эта картина триумфально показывалась на кинофорумах, условно говоря, второго эшелона.

Сейчас же она была показана на ОМКФ. И её внеконкурсные показы стали едва ли не самым обсуждаемым событием сразу нескольких дней феста.
Картина рассказывает о сироте Анне, которая в своей жизни не видела ничего, кроме монастыря. Она готовится к постригу, однако перед этим настоятельница предлагает ей повидать свою единственную родственницу — тётку Ванду. Вместе с ней Анна отправляется на поиски могилы своих родителей, которые пропали во время Второй Мировой. Несколько дней этого путешествия раскроют перед юной будущей монашкой всю палитру мирской и светской жизни.

«Как ты можешь присягать господу в верности и говорить о своей жертве во имя него, если ты не понимаешь, чем на самом деле пожертвовала и от чего именно отказалась, уйдя в монастырь?» — провоцирует Анну её тётка.

Лента вышла на экраны в 2013 году, когда мода на чёрно-белое квадратно-экранное ретро-кино резко начала считаться моветоном. Начавшаяся «Артистом» (2011) мода на такие фильмы резко накрыла многих фильммейкеров по всему миру, и в 2012-2013 годах вышло целое множество стилизованных под ретро фильмов. Затем мода на ретро-кино всем надоела, а ещё чуть позже — появилась «Ида», из-за чего и была воспринята неправильно.

В этом году значительно скромнее на ОМКФ представлено российское кино. Фильмы наших северных соседей не выделены в специальную программу. Они не являются фаворитами в основном конкурсе, и на их показах не наблюдается аншлагов.

А ведь за четыре последние года, дважды на ОМКФ триумфовали ленты именно наших северных соседей. Да и из четырёх обладателей почётного «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство — два вручались российским кинодеятелям. Словом, если бы ОМКФ развивался по стратегии, заложенной в него изначально, — это был бы младший брат Московского кинофеста. Его своеобразная провинциальная копия. Но благодаря отчасти чувству собственного достоинства организаторов феста, отчасти же последним событиям в Украине — Одесский кинофорум взял курс на запад. И это не может не радовать.

Впервые в главном конкурсе ОМКФ участвует не один, а сразу три украинских фильма (учитывая ленты, снятые в копродукции).

В прошлые годы наши ленты ставились в конкурс, скорее, для того, чтобы номинально зафиксировать существование отечественного кинематографа. По соседству с остальными претендентами на «Золотого Дюка» они зачастую выглядели чересчур скромно. В этом же году все три отечественные картины являются достойными конкурентами рядом с остальными конкурсантами.

16 июля состоялась мировая премьера одного из наиболее ожидаемых украинских фильмов — «Поводыря» Олеся Санина. На сегодняшний день это самый дорогой реализованный кинопроект в истории независимой Украины. Его бюджет — 16 млн. грн.

Этот фильм, безусловно, останется в истории украинского кино. Его необходимо показывать в школах, в армии, по телевидению, в подпольных российских киноклубах, а также возить по всей Европе. Это лента, которая за два часа покажет, что такое патриотизм, лучше, чем многословные курсы лекций даже самых талантливых преподавателей. «Поводырь» — это виртуальный носитель культурного ДНК Украины. Этот фильм рассказывает внятным языком качественного популярного кинематографа (языком, на котором практически все отечественные ленты разговаривают, заикаясь) об одном из наиболее драматичных событий в украинской культуре. О расстреле кобзарей, которые в 30-е годы собрались в Харькове на съезд.

Главную роль в картине сыграл один из мощнейших современных украинских актёров — Станислав Боклан, которого можно регулярно увидеть на сцене столичного «Молодого театра». Если эту картину не наградят главным призом Национального или Международного конкурсов, то, уж точно отметят призом за лучшую актёрскую работу. Ведь мастерство Боклана в этой картине поражает.

Показ «Поводыря» стал главным событием шестого дня ОМКФ, несмотря на то, что в этот день демонстрировался победитель последнего Каннского кинофеста — «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана.

Сюжет этой турецкой картины разворачивается в Анатолии — регионе, в котором Джейлан снимал и предыдущую свою гениальную ленту. Правда, «Зимняя спячка» подобной оценки не заслуживает.

Зритель этой ленты с первых кадров попадает в«бермудский треугольник» монотонных споров землевладельца Айдына, его молодой жены и несчастной сестры. В фильме каждый их спор занимает не менее 10 минут, в течение которых медленно обсуждаются вопросы морали, духовности, искусства, отношения между бедными и богатыми...

Хронометраж, растянутый на 3 часа 14 минут, сморил многих киноманов. Смотреть столь тягучее кино во время фестиваля — настоящее испытание. Ведь ежедневно приходится просматривать до пяти фильмов, которые контрастно отличаются друг от друга по стилю, жанру и эстетике. Так что высидеть под монотонным прессом «Зимней спячки» после уже нескольких просмотренных за день картин — всё равно, что пробежать марафон сразу после напряженного занятия в тренажёрном зале.

Лента умышленно сделана тягучей по нескольким причинам. Во-первых, именно таким образом зрителю даётся возможность почувствовать всю скуку и пустоту, в которой протекает жизнь главных героев. Во-вторых, сколь бы интересными подчас ни были диалоги протагониста, — чересчур большое внимание к нему раздражает и красноречиво доказывает, насколько же это эгоистичный человек, который не слышит никого, кроме себя самого. Ну, и в-третьих, этот приём тягучего кино подчёркивает патологическую литературность «Зимней спячки». Каждый эпизод воспринимается с экрана, как очередная глава в толстом классическом романе. Сюжеты для этого фильма Джейлан взял из произведений Чехова.

Что ж, приятно замечать, что Одесский кинофест всё чаще может предложить фильмы, не хуже чем на фестах класса «А». Это вселяет уверенность в том, что высказывание организаторов о «восточных Каннах» — не просто громкие слова. Тем более что заставка ОМКФ, которая показывается перед каждым фильмом, создана по образу и подобию заставки самих Канн. В ней тоже показывается лесенка, на последней ступеньке которой возникает символ феста, и та же чарующая музыка.

Так что, «Yes, we Cannes»!

Тэги: Одесса

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?