Что бы ни происходило на киевских улицах в эти минуты, а бюджет–2014 принят и подписан, пусть и в походном порядке и без всякого обсуждения, и формально — по нему стране и жить. Главный финансовый документ уникален: никогда еще даже наша многострадальная страна не знала такого вопиющего урезания социальных расходов, финансирования здравоохранения, науки, армии, потребностей регионов на фоне растущих расходов на содержание административной верхушки и полицейских структур…
Впрочем, это уже общеизвестно, однако есть много деталей, которые в любой другой стране стали бы поводом для грандиозного скандала, но у нас на фоне общей нелепости проходят незаметно. Например, в бюджет на наступивший год по-прежнему заложено финансирование ЕВРО–2012, да еще на 662 миллиона гривен больше, чем в 2013-м (да-да, оно и в прошлом году финансировалось!) — на сумму 1 млрд 698 млн гривен! А мы уж думали, что пережили эту напасть. Оказывается, еще нет!
Или вот еще: запланировано выделение 361 млн на государственные жилищные программы, из них 300 млн — на печально известную программу «Доступное жилье», остальное — на молодежные кредиты. Вроде бы не так много, учитывая, что в Украине более миллиона семей (не человек!), нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кажется, есть еще повод бить в набат по поводу ухудшения социальных условий. Но, с другой стороны, стоило ли вообще что-то выделять на эту программу, дискредитировавшую себя?
Ведь в прошлом году на то же «доступное» жилье выделяли тех же 300 миллионов, но освоили всего около 65 миллионов… Примерно такая же ситуация со льготными молодежными кредитами — освоено 44 миллиона из 111. Чемпионы тут — Винницкая (52 кредита на 12,7 млн грн) и Сумская (49 кредитов на 9,1 млн грн) области, а также Киев (47 кредитов на 16,2 млн грн). В остальных областях — еще меньше. А правительство планировало по 100–200 тысяч семей ежегодно…
Провал этих планов изрядно раздосадовал Николая Азарова. С присущим ему глубоким пониманием ситуации в стране он раздраженно заметил: «Казалось бы, очень выгодные условия, за которые бы в Европе схватились бы двумя руками и не отпустили бы. А наши люди еще раздумывают». Предположим, Николай Янович знает, как в Европе (может, сын ему рассказывает после каждого бизнес-вояжа в Вену), но почему наш народ раздумывает, понять несложно, даже не будучи премьером.
Об этом мы уже писали, напомним вкратце: в программе, которая считается государственной, от государства только вывеска. Первый взнос (от 50 до 70% стоимости квартиры) заемщик должен заплатить сам и сразу. Некоторые частные застройщики предлагают более либеральные условия.
Но если у человека нет сразу 600 тыс. гривен, то, скорее всего, не будет и половины от этой суммы! По статистике, средний украинец должен копить на жилье около полувека, значит, на половину его стоимости — 25 лет… То есть, претендовать на участие в проекте могут лишь дети нынешнего очередника — конечно, если тот решится их заводить, не имея жилья.
Да и после этого роль государства чисто номинальная. Заемщик подписывает договор не с государством в лице ГИУ, а с банком, и ставка по кредиту там стоит не льготная, а коммерческая. И государство никак не гарантирует, что всегда будет компенсировать процентные ставки по кредитам, а если будет — то именно в обещанном размере. Да и насколько наше государство заслуживает доверия — большинству народа очевидно. Кроме того, если застройщик окажется недобросовестным и не доведет строительство до конца, то ГИУ никак за это не отвечает.
Не больше доверия к программе проявили и банки. Удалось «нагнуть» только Ощадбанк и Укргазбанк, и то лишь потому, что они государственные. Остальные отказались по той же причине: если государство откажется от своих обязательств, то они окажутся перед лицом тысяч проблемных должников. Банкам это нужно?
Единственные, кто оказался в выигрыше — работники ГИУ. Ведь правила участия в программе настолько жестки, малопонятны и непрозрачны, что простор для чиновничьего своеволия и взяточничества оказывается практически безграничным — впрочем, как и везде, где идет речь о предоставлении каких-то льгот. В СМИ называют даже цифры, сколько стоит попасть в счастливцы в разных регионах Украины.
Соответственно, строительная отрасль осталась без стимула, который мог бы ее вывести из глубочайшего среди всех отраслей экономики упадка. В регионах, как утверждают местные руководители, практически ничего не строят (кроме дач самих руководителей, естественно).
Но вот, что интересно: Государственное ипотечное учреждение в конце декабря заявило о намерении привлечь в проект намного больше средств (как будто тут в средствах дело): аж пять миллиардов путем размещения облигаций под государственные гарантии. Мало того: было заявлено, что все то же ГИУ выступит агентом по привлечению $15 млрд кредитов китайских банков — опять же под государственные гарантии!
По этому поводу уже подписан меморандум между ГИУ и китайской государственной компанией Citic Construction Co. Тепер осталось выполнить одну необходимую, но очень затруднительную с нашей стороны процедуру — составить бизнес-план. А как его составлять, если жилье предполагается социальное, а не для продажи? Или все-таки для продажи? Ведь названная китайская компания выступает генеральным подрядчиком проекта и явно имеет тут свой интерес…
Ох уж эта навязчивая цифра — 15 миллиардов! И чем их отдавать? Ведь программа по сути не может быть прибыльной, она социальная! И главное, на что эти деньги (если китайцы еще захотят с нами связываться) будут использованы, если сама программа явно в них не нуждается? Тут на ум почему-то приходят только невыгодные для населения коммерческие проекты без всяких льгот… Или выгодные — но не для нашего населения? В частности, представители отечественного строительного бизнеса не без оснований опасаются, что в рамках проекта жилье в Украине будут строить китайские строители из китайских же стройматериалов. На отечественном рынке рабочей силы и стройматериалов это никак не отразится — разве что продажи риса в супермаркетах вырастут…