Банкротство Детройта дает возможность не только поупражняться на тему неизбежности краха капитализма, который в свое время так вдохновенно воспевали большевики. Финансовый крах бывшей автомобильной столицы не только США, но и мира, позволяет сделать целый ряд выводов:
порожденные финансовым кризисом проблемы разрешаются за счет простых обывателей;
хваленая «постиндустриальная» экономика оказалась мыльным пузырем и ведет в пропасть даже такую супердержаву, как США;
банкротство Детройта может стать прологом нового витка глобального финансового кризиса, активная фаза которого началась 5 лет назад банкротством банка Lehman Brothers…
До финансового краха Детройта бытовало мнение, что экономика Штатов довольно успешно восстанавливается после кризиса, в отличие от экономик стран Евросоюза, которые погрязли в долговых проблемах. Кроме того, считалось, что кризис в США захватил частный сектор — банки, страховые компании, финансовые и промышленные корпорации. Но банкротство Детройта, вслед за которым могут последовать другие крупные города Америки, свидетельствует, что за океаном разворачивается кризисный сценарий европейского образца в сфере публичных, то есть государственных и муниципальных, финансов.
В Америке дела делаются быстро. Ходатайство о признании города банкротом специально назначенный кризисный сити-менеджер Кевин Орр, специалист по корпоративным банкротствам, подал в федеральный суд Детройта 18 июля нынешнего, года. Прошло всего пять месяцев, и вот уже 3 декабря судья Стивен Роудс признал бывшую автомобильную столицу финансово несостоятельной, патетически заявив, что «некогда гордый и процветающий город не в состоянии платить по счетам» и «больше не имеет ресурсов для обеспечения своих жителей базовыми услугами».
Дорога к краху длиной в полвека
Но начались проблемы в Детройте не сейчас, а 50-60 лет назад. В первой половине ХХ века здесь были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы корпораций Ford, General Motors, Chrysler. Это были времена расцвета, когда город стал одним из богатейших в Северной Америке. В 1950-х годах население Детройта достигало 2 млн человек.
Но уже в 1960-е годы начался вывод производств в страны с более низкой зарплатой и налогами. Обострились финансовые проблемы. Квалифицированные рабочие, инженеры, представители среднего класса стали покидать Детройт. Остались те, кто не мог себе позволить переезд, — безработные, живущие на пособие, низкооплачиваемые рабочие, в основном афроамериканцы. Начался разгул преступности. Детройт приобрел дурную славу одного из самых «чёрных» и опасных городов США. Кульминацией столкновений между черными и белыми в 1967 году стали одни из самых жестоких в истории США беспорядков, вошедших в историю как Волнения на 12-й улице.
Нефтяной кризис 1970-х годов привел к банкротству многих американских автомобильных корпораций, производивших дорогие и прожорливые машины, не способные конкурировать с экономными европейскими и японскими моделями. Отток населения еще более усилился.
Нынче небоскрёбы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма. В Детройте на одной улице могут соседствовать ярко горящие витрины дорогих магазинов и дома с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья. Преступность свирепствует, и многие жители перебираются в пригороды, где ситуация спокойнее. Население сократилось до 700 тыс. человек. Многие улицы не освещаются из-за отсутствия средств. Недавно городские власти жаловались, что денег не хватает даже на лампочки для светофоров! К тому же, разгорелась череда коррупционных скандалов, в которых замешаны чиновники местных органов власти.
Все это очень напоминает какую-нибудь Макеевку или Енакиево…
Такова социальная предыстория упадка этого некогда богатейшего города.
Финансовая петля «дешевых» кредитов
Есть и финансовая предыстория. Американские города долгое время пользовались доверием инвесторов и могли одалживать средства по мизерной процентной ставке, в размере 85% от ставки облигаций Госказначейства США — так называемых treasures. Отметим, что казначейские облигации США хоть и являются низкодоходными, но считаются одними из самых надежных ценных бумаг в мире.
Кризис 2007-2008 гг окончательно добил Детройт. Катастрофическое падение налоговых поступлений на фоне роста заработной платы с 2007 года сделал город неплатежеспособным. Мэрия не в состоянии платить полицейским, врачам и пожарным. Дефицит городского бюджета, составляющий $300 млн, компенсируется займами. В июне 2013 года Детройт был вынужден прекратить выплаты по внешним долгам, чтобы выполнить обязательства перед горожанами в виде выплат пенсий, социальных пакетов и взносов на поддержание городской инфраструктуры. Мэр города Дэйв Бинг тогда заверил жителей Детройта, что зарплаты муниципальным служащим будут исправно выплачиваться, чтобы городские службы работали без перебоев.
Это общая тенденция в Америке. Муниципалитеты США восстанавливаются крайне медленно после 18-месячного спада, закончившегося четыре года назад. Этот спад ударил по поступлениям от налогов на собственность, сократив поступления в пенсионные фонды, которые не финансируются в полном объеме в течение многих лет. Так что подача в суд ходатайства о признании города банкротом в июле 2013 года преследовала очевидную цель — получить законное право не платить долги и защититься от судебных исков кредиторов. Губернатор штата Мичиган Рик Снайдер поддержал прошение.
Всего у Детройта накопилось обязательств на сумму свыше $18 млрд. Город должен $9,2 млрд пенсионным фондам, включая $3 млрд долга собственному муниципальному пенсионному фонду, а также страховым компаниям, оплачивающим услуги здравоохранения, 10 тысячам городских служащих и 21 тысяче служащих, ушедших на пенсию. Также Детройт должен выплатить около $6 млрд держателям муниципальных облигаций.
Это не первый американский город, решивший объявить себя банкротом. В 2012 году три города в Калифорнии — Стоктон, Маммот и Сан-Бернардино — сделали то же самое. В 2011 году Харрисбург в Пенсильвании также подавал прошение, но оно было отклонено. Однако Детройт значительно превосходит по размерам эти города и занимает куда более значительное место в промышленности и экономике США.
Банкротство Детройта способно всколыхнуть шоковые волны во всей финансовой системе США, прежде всего на рынках муниципальных облигаций. Предсказать дальнейший ход кризиса невозможно, поскольку это — вершина айсберга, а другие крупные муниципалитеты могут последовать этому примеру. Например, Чикаго задолжал пенсионным фондам не менее $19 млрд, а Лос-Анджелес — около $30 млрд.
Наконец, банкротство Детройта может вызвать лавинообразный процесс в Штатах или даже по всему миру, как это случилось с банком Lehman Brothers, с банкротства которого начался кризис 2008 года.
Деиндустриализация, пролетаризация, техногенная катастрофа…
Сначала суд штата Мичиган принял решение о незаконности объявления Детройта банкротом с учетом позиции, прежде всего, пенсионных фондов, которые подозревают городские власти в попытке уйти от ответственности за выплату пенсий. Самыми крупными кредиторами городских властей являются пенсионный фонд Детройта, а также полицейский и пожарный департаменты.
Попытка кризисного менеджмента договориться с кредиторами о частичной компенсации долгов провалилась. Категорически выступавшие против банкротства пенсионные фонды и профсоюзы справедливо подчеркивали, что это приведет к сокращению пенсий и пособий, что противоречит конституции США. В августе профсоюзы, пенсионеры и простые жители города подали коллективный иск с требованием отменить процедуру банкротства.
Кроме того, кредиторы Детройта надеялись, что власти штата и федеральное правительство США помогут городу, как помогали «тонущим» банкам. Действительно, Федеральная резервная система Америки выделила миллиарды, даже триллионы долларов на так называемую программу количественного смягчения, проще говоря, на накачку финансово-банковской системы эмиссионными деньгами для поддержания ее ликвидности. Но на такие «мелочи», как пенсии и пособия для рядовых американцев, власти США решили не тратиться.
К тому же, деиндустриализация и кризис в регионе привели к тому, что количество налогоплательщиков неуклонно сокращается, а количество получателей пенсий и пособий столь же неуклонно возрастает. Мотивируя финансовую несостоятельность Детройта, судья Стивен Роудс сообщил, что число работающих в городе в 2000-2012 годах сократилось на 21% — с 353 000 до 280 000 человек. Если не урезать социальные и пенсионные выплаты, то к 2017 году Детройт вынужден будет тратить 65% бюджета на выплаты пенсионерам, тогда как в большинстве муниципалитетов Америки подобные расходы составляют не более 20%. Законных путей для увеличения налогов и/или сокращения расходов муниципалитет также не имеет.
Между прочим, налицо наглядный пример того, что хваленая западная система накопительных пенсионных фондов ничем не лучше нашей солидарной системы, являясь, по сути, такой же пирамидой. Впрочем, различие есть: за частные пенсионные системы никто не отвечает, и их вкладчики могут остаться у разбитого корыта под «либералистическую» болтовню о том, что вложение в пенсионный фонд сопряжено с таким же риском, как и любой другой вид инвестирования. Похоже, власть и капитал в Украине пытаются навязать частные накопительные фонды именно для того, чтобы иметь возможность в будущем «кинуть» народ, ни за что не отвечая.
Банкротство Детройта, собственно, как и весь глобальный кризис, свидетельствует о том, что лопается «мыльный пузырь» так называемой постиндустриальной экономики, которую еще недавно расхваливали на все лады. Начатый много лет назад вывод производства в страны с дешевой рабочей силой и формирование экономики, в которой доходы формируются за счет манипуляций в нематериальной сфере в виде разного рода «брендингов», «маркетингов», «консалтингов», «инжинирингов», привели к вполне закономерному и печальному итогу даже в Америке.
Поэтому особые опасения вызывает процесс постсоветской деиндустриализации в Украине, чреватый тяжелейшими последствиями в ближайшем будущем, когда ресурс советской инфраструктуры будет окончательно исчерпан, а проще говоря, когда все окончательно развалится. Утрата собственных производственных мощностей и кадрового потенциала в условиях отсутствия средств для закупки необходимого за рубежом может ввергнуть страну в техногенный крах в дополнение к нынешнему финансовому «без пяти минут банкротству».
Ну, а приведет ли дефолт Детройта к новому витку глобального кризиса — покажет ближайшее будущее…