Полвека с симпатией к дьяволу

50 лет назад мир еще не знал их, но в 1963-м «роллинги» выпустили первый сингл, и 60-е годы сразу стали дьявольски интересными. Над ними издевались всю первую половину 60-х, не вслушиваясь ни в тексты, ни в музыку. Тогда уже гремели «Битлз», задававшие тон и стиль. Но в музыкальном отношении битлы довольно долго были тинейджерской поп-группкой, а «Стоунз» с первого альбома впечатляли зрелым, полностью сложившимся отношением к музыке.

И к жизни.

Махариши так и не удалось заманить их в свой летний лагерь для богатых и прославленных, желающих найти в новой философии оправдание своей мнимой удачливости. «Роллинги» знали, чего хотят, и весьма практично относились к карьере, тратя время на поиски новых гитарных рифов, а не новых мессий.

В их раннем репертуаре было много заимствованных песен, но выбор и эмоциональное исполнение говорили о том, что в мире британской популярной музыки появилась сложная группа. Свою сложность «Стоунз» маскировали очень внятным и энергичным звучанием, поэтому кто-то может посчитать, что группа — скорее из разряда популярных, чем интеллектуальных. Отчасти из-за своего имиджа сексуально-раскованных раздолбаев, сидящих на «дури» и небрежно-фанковых на сцене, «роллинги» так и не получили всю причитающуюся им славу за «Между пуговиц» (1967). Этот альбом, записанный еще в 1966-м, на полгода опередил знаменитого «Сержанта Пеппера», стилизованного, как и пластинка «роллингов», под живое концертное выступление с посвящением всему новому, что происходило в жизни юного поколения свингующего Лондона.

И в нем были отличные, умные стихи — настоящие социальные репортажи.

Стихи играли в рок-музыке очень важную роль. Маккартни писал их хуже, Леннон лучше, и Маккартни старался Леннона переплюнуть, но все вместе они так и не добрались до уровня текстов «Роллинг Стоунз» — ни в отношении лиричности, ни по части гражданской откровенности. Неопределенная позиция Леннона в «Революции» — бледная тень хитов «Стоунз» в том же 1968-м. А о такой смелости мысли, как «Симпатия к дьяволу», «Битлз» могли только мечтать. Даже для Запада 60-х это была очень рискованная песня, ведь смысла стихов толком никто не понимал, и названия было достаточно. Поэтому «роллингов» сочли адвокатами Зла и принялись противопоставлять «Битлз», этому воркующему воплощению Добра в глазах общественности, с ленноновской «Все, что нам нужно — это любовь».

«Стоунз» помалкивали, любая реклама и скандал хороши, только бы пластинка продавалась. Но вольные трубадурские рассуждения молодых, в общем-то, парней о том, что дьявол — это мы, а мы — это дьявол, были решительной заявкой на интеллектуальность.

Своеобразным символом содержательного превосходства роллингов над битлами стал выпуск книги-альбома Билла Уаймана о «золотом» периоде жизни «Роллинг Стоунз». Если даже бегло сравнивать с битловской «Антологией», опубликованной примерно в то же время и составленной с той же целью, в глаза бросались явные преимущества роллинг-библии. Она описывает более объемный отрезок времени, но лаконичней и по существу — в отличие от истории «Битлз». В альбоме есть буквально все, даже самые колкие отзывы критиков, в том числе и ярых ненавистников группы.

Но одна только фраза из какой-то газетной рецензии о том, что «„Битлз“ мечтают держать вас за руку, а „роллинги“ — спалить ваш город», стоит всех газетных славословий.

Обе соперничающие группы — из 60-х, но философия «Битлз» так и осталась прекрасной flower-power-сказкой, не имевшей ничего общего с реальностью. Тексты «Стоунз» на созерцательную радужность восприятия никогда не претендовали, хотя по ним тоже не стоит судить о личностях «роллингов». Вполне себе приличных балбесов и подонков, грязно избавившихся от лидера группы Брайана Джонса, ставшего балластом не без их участия. Такими Джаггера и Ричардса описал тусовщик и бывший друг группы Тони Санчес, занимавшийся попутно поставками группе наркотиков.

Но пластинки «роллингов» обязательно нужно иметь дома под рукой. Их тексты и рифы лучше просекают нашу новую, суровую жизнь, о которой в 60-х даже не догадывались.

И когда выходишь из своего уютного убежища на улицу, чтобы в холод и дождь продолжать борьбу за выживание, альбом «роллингов», звучащий в наушниках — лучшее подспорье.

War, children, it’s just a shot away — love, sister, it’s just a kiss away.

Тэги: Роллинг Стоунз, дьявол

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Россия начала учения с ядерным оружием
Россия начала учения с ядерным оружием
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?