Когда пиар-технологии подменяют реальное законотворчество, гражданам Украины не стоит надеяться на позитивные изменения, предлагаемые хроническими оппозиционерами.
В Украине не принято давать поправкам к законам имена законодателей. Лидер Европейской партии Николай Катеринчук решил поломать эту традицию, о чём в середине июля сообщил в средствах массовой информации. Дескать, зарегистрирована «поправка Катеринчука» (официально законопроект «О внесении изменений в статью 36 Уголовного кодекса Украины»), значительно расширяющая права граждан на самооборону. Во избежание кривотолков привожу действующий и предложенный варианты пункта 5 упомянутой статьи Уголовного кодекса.
Сегодня действует следующая норма: «5. Не є перевищенням меж необхідної оборони і не має наслідком кримінальну відповідальність застосування зброї або будь-яких інших засобів чи предметів для захисту від нападу озброєної особи або нападу групи осіб, а також для відвернення протиправного насильницького вторгнення у житло чи інше приміщення, незалежно від тяжкості шкоди, яку заподіяно тому, хто посягає».
Катеринчук предлагает, чтобы законодательная норма выглядела следующим образом: «5. Не є перевищенням меж необхідної оборони і не має наслідком кримінальну відповідальність дії особи із застосуванням зброї або будь-яких інших засобів чи предметів, спрямовані на захист себе, членів її сімї чи близьких родичів, коло яких визначається законом, а також третіх осіб від насильства або погрози застосування насильства або на захист свого майна проти особи або групи осіб, що незаконно проникла в її житло, інше володіння незалежно від тяжкості шкоди, яку заподіяно тому, хто посягає».
По правде говоря, человек неподготовленный в смысле поправки может просто не разобраться, но зато в информационном пространстве уже начало вращаться ласкающее слух «самого европейского» парламентария словосочетание «поправка Катеринчука», а на рекламно-агитационной продукции, с которой Николай Дмитриевич пытается достучаться до симпатий киевлян, появилось ружьё. К сожалению, Катеринчук своей инициативой ничего особенного в деле расширения прав на владение оружием не делает, зато громко трубит о своей инициативе, увязывая её с событиями во Врадиевке, потрясшими Украину и вызвавшими широкий общественный резонанс.
Честно говоря, трудно при чтении текста «поправки Катеринчука» найти связь с событиями во Врадиевке. Впрочем, у Николая Дмитриевича есть какая-то особая связь с Николаевской областью. В областном центре в прошлом году он выступал в качестве адвоката матери Оксаны Макар девушки, которую изнасиловали и пытались живьем сжечь трое отморозков. Смерть Оксаны вывела на первый план её мать, женщину, которую трудно назвать примером добродетели. Участие Катеринчука в известном процессе позволяло ему подогревать внимание к себе, полезное во время борьбы за депутатский мандат, который лидеру Европейской партии в итоге делегировали жители Винницкой области. Стать адвокатом Ирины Крашковой, пострадавшей во Врадиевке, Николай Дмитриевич, похоже, просто не успел.
Есть и ещё один нюанс, о котором должен знать опытный депутат, работающий в парламенте не первый созыв: в законы и кодексы вносятся изменения, а поправки это инструмент корректирования законопроекта после его принятия в первом чтении. За красивой формулировкой прячется мелочь, способная подорвать авторитет законодателя. Так что Николай Дмитриевич то ли манипулирует избирателями, то ли берёт на себя ответственность за всю Верховную Раду.
Тема расширения прав на необходимую оборону выигрышна для любого политика, называющего себя оппозиционным. Катеринчук, как утверждает его официальный сайт, в оппозиционном лагере находится уже 12 лет, что не помешало ему поработать первым заместителем председателя Государственной налоговой администрации во время президентства Ющенко. Жаль, что депутат, позиционирующий себя в качестве опытного юриста, предпочел использование компонента пиар-технологии, направленной на повышение популярности в Киеве, кропотливой законотворческой работе в части защиты прав граждан на самооборону.