Недавно друг повеселил меня своей наивностью. Увидев, что в Минске подписали какой-то международный договор, он обрадовался и спросил меня, как же упрощение требований законодательства отразится на жизни обычных людей, в частности, его собственной?..
Все «Записки украинского чиновника» читайте здесь.
Мне пришлось развеять его розовые иллюзии, как бы горько это ни было. Ведь воплощение в жизнь этого договора означало бы, по сути, реформу. А менее бранным словом в бюрократических кругах можно считать разве что «революцию».
Итак, почему мой друг и миллионы других жителей стран СНГ никогда не смогут воспользоваться солидным документом, вроде бы уравнивающим их в правах в важной сфере жизни.
Прежде всего, Украина страна хитрецов. А это не везде еще заметили, мне кажется. На подобные встречи дипломаты везут пустопорожние документы, поскольку получением помощи или кредитов на выполнение того, о чем договорились, у нас, на востоке, и не пахнет. Но даже в таком демагогическом документе будет примечательная строчечка «згідно з вимогами національного законодавства». Это такая жирная плюха на договор.
Она означает, что для того, чтобы договор начал действовать, необходимо внести изменения в национальное законодательство. Ох, это такая занятная процедура.
Ну что ж, для начала необходимо, чтобы кто-то разработал законопроект о ратификации договора. Этот законопроект должен пройти юридическое управление парламента, затем все комитеты, сферу компетенции которых он затрагивает. Попасть в повестку дня. Пройти чтения. Быть проголосованным.
К этому времени он, к счастью, обрастет кучами поправок и сносок на другие, сопряженные акты...
Посчитали? Уже шесть заслонов, где он может быть легко остановлен одним кивком.
Но, предположим, нашлась пара-тройка депутатов (и не «шестерок» каких-то), которые «пропихивают» этот законопроект. Уровень минимум зампред крупной фракции. К примеру, законопроект о ратификации того договора, о котором идет речь (и внедрением которого занимался бы я, если бы до сих пор работал в ведомстве), вполне мог бы лоббировать тот же Сергей Кивалов. Если бы захотел, конечно, но что-то я сомневаюсь.
Допустим, чудо произошло, и на табло высветилась заветная цифра 226, а спикер не нашел причин не подписать его и не отправить на подпись президенту. Свежий, горячий еще закончик попадает из шаловливых рук народных депутатов в ловкие «мацяльця» чиновников Администрации президента. Это настоящие виртуозы получить такую власть, трудясь в органе без конституционного статуса, это надо суметь.
Однако, предположим, некий могучий магнат, если такие еще не выехали из страны, зашел в кабинет президента, и тот вызвал необходимого подчиненного с бумагами.
Президент подписывает закон о ратификации межгосударственного или межправительственного соглашения своим указом и что-нибудь велит. Это очень важно что именно. Нет, там, конечно, не будет написано: положить под сукно. Но, к примеру: «Привести у відповідність із іншими законодавчими та підзаконними актами». А если при этом не будет указа-поручения Кабмину, то закон так и останется бумажкой с пожеланиями.
Хотя, ради такого нулевого результата подобный путь не проходят, конечно.
Итак, есть поручение. Если Кабмин не хочет его выполнять, создается межведомственная группа по вопросу выполнения указа президента. Закопали и забыли. Первое заседание посвящается графику встреч группы на протяжении года. Пьем шампанское!
Но, пусть, есть поручение КМУ, предписывающее выполнить указ президента о приведении в соответствие с законом регуляторных актов. И оно рассылается по министерствам. Теперь... Вы еще не устали?
Министерства и ведомства начинают воевать между собой, кто же будет назначен ответственным за процесс. Главный ответственный и будет создавать группу по этому самому внедрению, готовить проекты приказов министерств, которыми (согласованно со всеми департаментами!) должны вноситься изменения в положения, уставы, правила и инструкции. Война будет яростной.
Около пятнадцати преград. Предположим, такой документ поручение КМУ с резолюцией главы ведомства (очень важно, какой именно резолюцией: «готовить предложения», «предоставить предложения», «срочно подготовить предложения», «готовить проект приказа»...) попадает к Акакию Герцену. Я немедленно спихну его начальникам отделов, а те главным специалистам. Те же вполне могут отписать, что ждут ратификации договора другими странами СНГ (а там такие же умники сидят на аналогичных должностях). Очень хотим, но не можем! Потому что не можем нарушать закон, мы подписывали присягу госслужащего! И продвинуть дело дальше может только жесткий неформальный приказ сверху. Или презент, ага. А пока что всё только «згідно з національним законодавством»!
Продолжение следует
*Акакий Герцен чиновник для особых поручений в отставке. Вместо реального имени и фамилии автора мы преднамеренно поставили псевдоним. Сами понимаете у человека впереди еще длинная жизнь, зачем ему лишние проблемы...