Отечественная власть доигралась «покращення» зашло уже так далеко, что дерибанить практически нечего. А продолжать в том же направлении хочется, потому приходится изыскивать все новые возможности наложить лапу на пока уцелевшие остатки доходов граждан. В частности, недавно созданное специально для этой цели Министерство доходов и сборов, далеко не без оснований окрещенное в народе «Минсдох», решило обратить пристальное внимание на денежные переводы, которые украинцы, работающие за границей, пересылают своим родственникам.
Недавно глава упомянутого министерства Александр Клименко выступил с заявлением: денежные переводы, полученные гражданином Украины на текущие или карточные счета с источником происхождения за пределами Украины, рассматриваются как иностранные доходы и подлежат налогообложению по ставкам 15 или 17% в зависимости от суммы перевода (15% до и 17% свыше десятикратного размера минимальной зарплаты, на сегодняшний день составляющей 1147 грн.). Для исчисления ставки налогообложения полученные доходы пересчитываются в гривны по курсу НБУ на момент получения дохода. Это же сообщение размещено и на сайте самого министерства.
Сразу стоит заметить: говорить о каких-то нормативных, а тем более законодательных нововведениях, которые еще только должны вступить в силу, как это подают некоторые СМИ, здесь не приходится. Такую возможность уже сейчас дает действующая с января 2011 года редакция Налогового кодекса (п.170.11 ст.170 ПКУ). Там данные доходы не входят в перечень тех, которые не облагаются налогом. То есть, государство имело возможность взимать свою лепту с заработанного гражданами без его участия и ранее, но как-то все руки не доходили. Теперь дошли.
Причины такого внимания государственного органа к данному вопросу понятны: если, по некоторым (весьма приблизительным) данным, наши граждане из-за границы переслали через банки и платежные системы около $7,5 млрд, то должны заплатить около 9 млрд гривен налога. А за такие деньги можно еще не одну вертолетную площадку построить и не один золотой унитаз установить!
С точки зрения украинского законодательства тут никаких закавык нет. Есть некоторые замечания. Начнем с того, что гражданин Украины, заработавший деньги за границей, уже уплатил с них налог в той стране, где работал, и по ее законам. Теперь у нас собираются с той же суммы брать налог еще раз. В мировой практике это называется «двойным налогообложением». Против него активно борется Европейское сообщество, в которое мы якобы стремимся.
У нас, как утверждают специалисты, если представить документы об уплате налога за границей, то сумму, подлежащую налогообложению, для вас должны уменьшить на величину удержанного налога. Но насколько это реализуемо на практике и кто захочет смотреть ваши бумажки, выданные не у нас и составленные отнюдь не на государственном языке вопрос другой... Зато, если налог не уплатил, грозит штраф в размере 25% полученного дохода.
Правда, обнаружить факт перевода, по мнению экспертов, довольно сложно банки пока вроде бы не являются в данном случае налоговыми агентами и не обязаны информировать налоговые органы о поступлении денег на счет, если операция не подпадает под действие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Впрочем, это сегодня не обязаны, а завтра кто знает, у нас все возможно...
Кроме того, есть многочисленные сведения о том, что налоговые органы в последние месяцы начали уж очень пристально интересоваться источниками денег, из которых граждане совершают крупные покупки. Естественно, такие вопросы задают не олигархам, а рядовым гражданам, у которых по умолчанию денег быть не должно. Кстати, получатель перевода, который тратит деньги в Украине, уже уплачивает с них 20% НДС при каждой покупке. Этого что, мало?
А как к инициативе приведения получателей переводов «к общему знаменателю» должны отнестись банки и вообще, насколько это свидетельствует о состоянии нашей платежной системы? По мнению некоторых экспертов, заявление министра явный признак углубления экономического кризиса в стране. В одной из статей по этому поводу заявление Александра Клименко называют «признаком отчаяния».
Впервые с «лихих»
О состоянии нашей платежной системы свидетельствует жизненный анекдот, который рассказал народный депутат Олег Медуница: в Бюджетном комитете Рады представители Государственного казначейства доложили, что на счетах их ведомства насчитывается аж 800 тысяч гривен. В ответ хорошо известный общественности депутат Валентин Ландык изумленно воскликнул: «Да у меня дома денег больше!»
Теперь о том, как это отразится на банковской системе: Интернет уже пестрит мнениями, что активизация сбора налогов может дать единственный эффект: уменьшит обороты платежных систем. Переводы будут осуществляться уже не через них, а наличными с «оказией» через друзей, едущих на родину. Отследить такие поступления вообще практически невозможно. И кто от этого выиграет?
Еще один аспект социальный. Заработки украинских гастарбайтеров заменяют функции бездействующей системы социального обеспечения. Ведь государство не обеспечило ни работой безработных, ни достойным заработком работающих, ни пристойным уровнем жизни нетрудоспособных, состоящих на иждивении. Потому, хотя и говорят, что за границей денежные переводы тоже облагаются налогом, но в глазах наших граждан это выглядит как попытка государства заграбастать то, на что оно по справедливости не имеет права, что бы по этому поводу ни гласила буква закона.
Отметим напоследок еще один интересный нюанс: некоторые блогеры усматривают тут еще и политический подтекст. Мол, основная часть «заробитчан» родом из Западной Украины, и тут же сосредоточена основная масса сторонников оппозиции. Потому, дескать, тут может присутствовать намерение заодно и покарать неблагонадежный регион за непослушание.
Трудно сказать, насколько это так, потому что логику наших вождей часто предугадать невозможно. Но если такое намерение действительно присутствует, то оно может дать лишь обратный результат.
Наша, так сказать, элита не слишком сильна в истории не по Табачнику, потому стоит напомнить им интересный факт. Одним из следствий большевистской оккупации Западной Украины в 1939 году стала ликвидация кредитных обществ и касс взаимопомощи, в которых хранили сбережения местные крестьяне. И в дальнейшем это немало способствовало росту рядов УПА.