30 мая на широкие экраны выходит подборка украинских короткометражных фильмов с претенциозным названием «Украинская новая волна». Посмотреть её можно будет в Киеве, Одессе, Львове, Днепропетровске, Ужгороде, Ивано-Франковске, Ровно, Донецке и Черновцах.
Подобного рода альманахи в последние годы появляются в украинских кинотеатрах с приятной регулярностью. «Мудаки. Арабески» (2010), «Влюблённые» (2011), «Украина, goodbye» (2012) каждый из них становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая отображает алхимические процессы в отечественной киноиндустрии.
О том, что именно короткометражки являются лицом современного украинского кино, свидетельствуют их как фестивальные, так и прокатные успехи. Например, «Кросс» Марины Вроды и «Попутчики» Игоря Стрембицкого получили «Золотые пальмы» в Каннах, «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого «Серебряного леопарда» в Локарно и т. д. Не менее успешна и прокатная судьба наших короткометражек. «Мудаки. Арабески», подборка фильмов, героизирующих люмпена, собрала в кинотеатрах около 10 тыс. зрителей, не учитывая он-лайн просмотры. Своими успехами может похвастать и альманах «Украина, goodbye».
При этом украинское полнометражное кино до сих пор не сложилось в определённую тенденцию. Наших полных метров настолько мало, что практически каждый из них становится в чём-то первым. «Тот, кто прошёл сквозь огонь» первый украинский блокбастер, «Дом с башенкой» первый украинский фильм, победивший в Карловых Варах, «Никита Кожумяка» первая украинская полнометражная 3D анимация и т. д. Конец этого «первенства» в украинском кино будет положен лишь только в этом году, который обещает вывести на широкие экраны около десяти отечественных полных метров.
Пока же ситуация в украинском кино такова, что молодые режиссёры ещё не выросли из коротких штанишек, а старые вовсе остались без штанов. Ни первым, ни вторым в таком случае не удаётся снять достойную полнометражную ленту. Ведь у первых есть финансирование, но не хватает опыта, а у вторых, в большинстве своём, нет ни одного, ни другого. Причина проста госсредства на кино распределяются преимущественно между молодыми режиссёрами, в то время как старшее поколение постепенно теряет свою и без того невысокую квалификацию.
Короткометражки, которые можно будет увидеть с 30 мая, получили название «Украинская новая волна» как бы авансом. В своё время «Новые волны» прогремели во французской, румынской и нескольких других кинематографиях. Фильмы этих стран получали многочисленные призы на фестивалях и заставляли даже самых матёрых критиков усомниться в том, что в мире кино они знают абсолютно всё. Основной критерий, по которому фильмы можно отнести к «Новой волне», оригинальность стиля. Однако ни одна из семи короткометражек этого альманаха таковым не обладает.
В столь претенциозном названии этой подборки видится желание организаторов создать миф о том, что в Украине существует полноценная киноиндустрия. Однако на самом деле Украина лишь в самом начале пути формирования этой самой полноценной киноиндустрии.
Открывает показ короткая лента Юлии Райвентер «Диалог в одиночестве» (2011). Короткая история о бытовых взаимоотношениях, которые заставляют человека чувствовать себя одиноким даже во время разговора с близким человеком.
Самые продолжительные аплодисменты вполне заслуженно получил фильм Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Борода». Его действие разворачивается в маленьком западноукраинском селе. Главный герой бородатый и неприветливый старик, который, дабы заполнить своё одиночество, регулярно ходит в церковь и на рыбалку. Его дочь живёт с мужем-иностранцем в Италии. Поэтому увидеться с ней главному герою выпадает лишь в раз год.
Кроме «Бороды», в этой подборке участвует ещё один фильм из альманаха «Украина, goodbye» «Гамбург» Владимира Тихого. До стерильности лаконичный сюжет этой картины разворачивается в больнице. Всего две сцены. Всего несколько реплик. Всего пара-тройка актёров. Однако этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы рассказать об актуальной проблеме «внутренней» (во всех смыслах) эмиграции. Фирменный стиль Владимира Тихого оставлять недосказанной кульминационную сцену здесь доведён практически до совершенства.
Наиболее массивная картина в этой подборке «Уроки украинского» Руслана Батицкого. В центре её сюжета роман молодой учительницы и парня-шахтёра. Действие разворачивается в промышленном восточноукраинском городке, над которым словно бы повисло какое-то индустриальное проклятье. Мораль здесь уступает место понятиям местной банды, красота антиэстетике, а чувства жестокости. Не удивительно, что у выросших в этих краях людей возникает животное чувство ненависти к чужому счастью. Поэтому нежные отношения учительницы и молодого шахтёра провоцируют местных парней начать охоту на них.
И пусть любовь главных героев не более чем солнечный зайчик, скачущий по апокалиптическим пейзажам нашей серой реальности, фильм оставляет светлое чувство надежды на то, что всё изменится к лучшему.
«Уроки украинского», пожалуй, самый патриотичный отечественный фильм последних лет. «Украинскость» как таковая здесь показывается, как нечто светлое и оптимистичное, пришедшее на смену индустриально-советскому прошлому.
Аллегоричная мелодрама «Дорога» Максима Ксёнды также рассказывает о парне из индустриального города. Выдав себя за инвалида, прикованного к коляске, он цепляется к фуре, которая следует в другой областной центр. Таким образом, парень хочет приехать к своему родному отцу, который живёт там уже с другой семьёй. Однако общение с водителем этой самой фуры даёт ему больше, нежели долгожданная встреча с родным отцом. Этот фильм мямлит затёртую истину о том, что «духовное родство выше родства физического».
Общая атмосфера пессимизма и отчаяния всех этих лент разбавляется ритмичной картиной Дениса Сполитака «Между двадцатью и полуночью». Это бодрая зарисовка об одной ночи в институтской общаге, которая на несколько часов превращается в зону свободного творчества. Пикантные игры, богемные развлечения и молодёжные приколы основные ингредиенты этой драйвовой ленты.
Горький привкус позитива оставляет лента Антонины Ноябрёвой «День Независимости». В ней прекрасно обыгрывается трагикомизм и юмористический абсурд праздновани национального праздника. Эта лента получила в прошлом году награды на двух крупнейших отечественных кинофорумах: «Молодости» и Одесском международном кинофестивале.
В центре сюжета компания парней с окраины, которые целый день решают, как бы провести День Независимости. Однако по мере того, как они встречаются со своими друзьями, банальное желание побухать, подпалить мусорник и повыяснять отношения друг с другом превышает светлые планы побывать на параде, посмотреть на салют и посетить достопримечательности.
...Не случайно на постере альманаха «Новая волна» красуется монстр, напоминающий Минотавра. Ведь все эти ленты были сняты при поддержке Государственного агентства по вопросам кинематографа (Госкино), и чтобы выбить финансирование на съёмки каждой из этих лент, её авторам необходимо было пройти коридоры министерств и госучреждений. Не заблудиться же в них столь же сложно, как и в критском лабиринте Минотавра.
Фильмы для альманаха отбирались не по внутреннему смыслу, а по факту того, что в их создании приняло участие Госкино. Пожалуй, единственное, что можно встретить в сюжете каждой из этих короткометражек телефонный звонок, который остаётся без ответа. Этот «звонок-без-ответа» словно исходит от самого зрителя, который хочет получить от украинского кино ответы на волнующие его вопросы. Вряд ли многие зрители встретили в этих короткометражках актуальные для них темы, вряд ли увидели в них решение актуальных для себя проблем.
Проект «Украинская новая волна» обещает стать регулярным. Следующая подобная подборка новейших украинских короткометражек выйдет в прокат в конце года. Остаётся лишь надеяться, что в новых фильмах зрителю удастся «увидеть и получить». Лишь тогда название «Новая волна» будет звучать оправданно.