Самый обсуждаемый слух, связанный с Верховной Радой, возможные изменения в регламенте работы парламента. Речь идет о снижении планки для создания депутатских групп с нынешних 32 депутатов до 15.
Первым забил тревогу представитель Объединенной оппозиции «Батькивщина» Николай Томенко: «Я знаю, что готовится инициатива внести изменения в регламент с тем, чтобы разрешить формирование депутатских групп с численностью 15 человек», заявил он 17 апреля.
Практически сразу же регионалы устами председателя регламентного комитета Верховной Рады Владимира Макеенко решительно открестились от подобных инициатив: «Кроме того, что эта тема обсуждается в средствах массовой информации, ее нигде нет, никакой народный депутат такого не приносил».
Но, к счастью, в ПР есть Михаил Чечетов, деятель, которому, с одной стороны, можно поручить озвучить что угодно, и у которого, с другой стороны, сама по себе «вода не держится». «У Батькивщины есть несколько десятков людей, которые не видят себя там, не разделяют деструктивную позицию. Но они не хотят и присоединятся к нам. Они не хотят уходить в никуда. Чтобы что-то сделать на округе, нужна поддержка, чтобы тебя поддержали твои коллеги. Им просто нужно понимать, куда», заявил он. И тут же окончательно раскрыл карты: «Если снизить планку при создании фракций до
Что ж, пусть теперь Чечетов с Макеенко разбираются между собой, кто из них прав, а кто нет. А мы можем сделать первый вывод: идея об уменьшении минимально необходимого количества нардепов для создания депутатской группы напрямую связана с желанием регионалов расчленить фракцию «Батькивщины», создав «инкубаторы для тушек» под видом новых депутатских групп. Опыт у регионалов в этом деле имеется в Верховной Раде VI созыва функционировала группа «Реформы ради будущего» (в народе: «Тушки ради бабла») в составе 19 депутатов, возглавляемая перебежчиком из БЮТ Игорем Рыбаковым.
Но это только часть замысла. В нынешней Раде 32 внефракционных депутата (но к таковым формально относятся также спикер и два вице-спикера, так что будем считать, что 29). И в чем Чечетов прав, так это в том, что в настоящий момент внефракционные депутаты действительно находятся в «нигде». По сравнению с членами фракций они практически абсолютно бесправны. Они не влияют на формирование повестки дня, не представлены в Согласительном совете, который традиционно перед каждой пленарной неделей собирает спикер парламента, не участвуют в разделе руководящих должностей в президиуме Рады и в парламентских комитетах.
А между тем в числе этих
Таким образом, ПР подогревает честолюбие внефракционных «миллиардеров», давая им зеленый свет не только для сбора под свои знамена «свободных» депутатов, но и для вербовки «тушек». Между прочим, в случае, если депутатов в группе все равно будет не хватать, ПР может и подсобить, делегировав некоторых своих мажоритарщиков в созданные группы.
Еремеев, кстати, уже заявил, что не видит ничего плохого в создании депутатских групп «по 15». Виктор Балога сказал, что ему это неинтересно. Порошенко просто молчит. Хотя как раз с Порошенко самая интересная ситуация. Разговоры о том, что именно Петр Алексеевич может стать вождем «фракции мультимиллионеров», велись еще с декабря минувшего года, и можно сказать, что именно его инициатива по снижению «фракционного барьера» должна заинтересовать больше всего. Но... Но Порошенко метит в кресло мэра Киева причем как единый кандидат от оппозиции. И в этой ситуации создавать собственную фракцию в ВР ему не с руки какое ж это тогда будет единство? Другое дело если выборы мэра столицы будут отодвинуты на 2015 год, тогда, конечно, совсем другое дело...
И еще любопытный момент. Об оппозиционности Порошенко можно говорить с определенной долей сомнения. Но среди внефракционных депутатов есть Олесь Доний и Сергей Мищенко чья оппозиционность сомнений не вызывает и результатами голосований подтверждается. В свое время «Батькивщина» Яценюка-Турчинова «прокатила» и Мищенко, и Дония с местами в партийном списке, и они оба стали депутатами, выиграв выборы в мажоритарных округах не просто своими силами, но и в борьбе с бывшими соратниками. Позже к ним присоединился и Олег Канивец (протеже Анатолия Гриценко) Канивец хоть и вышел из фракции «Батькивщины» из-за конфликтов с ее руководством, но голосует синхронно с оппозицией. И в ближайшее время число внефракционных оппозиционеров может пополниться за счет недовольных стилем и методами руководства фракцией, которые применяет Яценюк. Мысль об еще одной оппозиционной фракции (без всяких кавычек и на полном серьезе) может овладеть депутатскими массами и ведь еще вопрос, кто в такой ситуации будет выглядеть как «тушечное мясо».
Здесь ведь вот еще что важно. По имеющейся информации, 18 мая (дата проведения финального митинга в Киеве в рамках акции «Вставай, Украина!») Яценюк собирается объявить об объединении всех партий, члены которых участвовали в парламентских выборах как кандидаты от ВО «Батькивщина», в одну. По понятным причинам такое «слияние и поглощение» устраивает далеко не всех (Вячеслав Кириленко уже поплатился постом зампреда фракции за любовь к собственному проекту «За Украину!»). К тому же все хорошо помнят, чем в свое время закончилось создание подобного мегаобъединения в рамках проекта Народный Союз «Наша Украина»...
Взглянем на сухой остаток. Уменьшение необходимого для создания фракции числа депутатов до 15 выгодно Партии регионов, потому что:
потенциальным «тушкам» обеспечивается надежная и солидная политическая крыша вплоть до очередной перестановки в руководстве парламентских комитетов;
власти легче работать с формализованной и организованной депутатской группой, чем с отдельными народными избранниками (хотя вопросы дисциплины при голосованиях это все равно кардинально не решит);
создание новых «тушечных» групп дискредитирует оппозицию.
Такой шаг по понятным причинам привлекателен для внефракционных тяжеловесов. Не исключено, кстати, и создание в технологических целях двух групп «условно оппозиционной» и «условно провластной».
Это может заинтересовать депутатов из фракции «Батькивщины», которые не собираются подыгрывать власти, а наоборот бороться за чистоту оппозиционных идей и рядов.
Это повысит акции «Свободы» в глазах избирателя как монолитной идейной политической силы и снизит ценность КПУ как союзника Партии регионов.
Понизится и ценность не такой уж и крупной фракции Кличко. Возможный раскол «Батькивщины» заставит «УДАР» быстрее и четче определиться с собственной позицией и никак не в сторону укрепления и сплочения оппозиционных рядов. Не хотелось бы разочаровывать сторонников Виталия Кличко, но как бы не вышло так, что до сих пор не имевший проблем с «тушками» «УДАР» сам станет одной большой «тушкой».