Юрий Луценко пожалуй, единственный украинский политик, за которым сегодня действительно интересно наблюдать. И то, как Луценко распорядится этим повышенным интересом, пока что полностью в его руках.
Об уникальности ситуации, в которой оказался Луценко, о том, почему значительная часть оппозиционно настроенной публики возлагает на него определенные и очень значительные надежды, а также о связанных с этим рисками «Фраза» уже писала ознакомиться можно здесь.
Так что есть смысл посмотреть, как именно Луценко распоряжается полученным кредитом если не доверия, то уж точно всеобщего внимания, тем более, что в настоящий момент Луценко взял вынужденную паузу для поправки здоровья: во вторник, 16 апреля в клинике «Обериг» ему сделали запланированную операцию. Прошла она успешно.
Итак, в пятницу, 12 апреля Юрий Луценко в компании народных депутатов Александра Турчинова и Арсения Яценюка попытался посетить Юлию Тимошенко в харьковской больнице «Укрзализныци». (О намерении как можно быстрее встретиться с ней Луценко заявил буквально сразу же после выхода из колонии). Свидание, как известно, не состоялось но мы сейчас не о цирке, который разыгрывают сотрудники ГПтСУ и экс-премьер. Интересно другое очень многие политические комментаторы сошлись во мнении относительно подоплеки этого визита. По их мнению (с которым согласен и автор этих строк) Турчинов и Яценюк буквально «отконвоировали» Луценко в харьковскую ЦКБ № 5, дабы в присутствии Тимошенко получить от бывшего политзаключенного клятвенные обещания не оспаривать лидерство Яценюка в «Батькивщине» и вообще никоим образом не раскалывать оппозицию.
Кстати сказать, в последовавшем в рамках акции «Вставай, Украина!» митинге в Харькове Луценко участия не принимал и идиллии оппозиционного трио своим присутствием не повредил. Что, однако, не помешало Юрию Витальевичу сделать несколько неприятных для оппозиционных лидеров заявлений. Они стоят цитирования:
«Она (оппозиция, ред.) часто сводила свою деятельность к реакции на выпады Банковой. Временами создается впечатление, что мои соратники по борьбе думают о том, как остаться влиятельной оппозицией, а не как стать будущей властью».
«У меня было и время, и желание думать. Но я никому не обещал думать о том, что необходимо кому-то для достижения его личных политических целей. Я с уважением отношусь и к Арсению, и к Виталию, и к Олегу. Но не собираюсь быть человеком, подготавливающим для кого бы то ни было теплую политическую ванну».
«Другой (заключенный, ред.) интересовался: Что вы думаете о Кличко, вот мне кажется, что он честный человек... Я ответил: Мне тоже кажется, что лично он честный человек, но я пока не могу точно ответить вам, кто составляет его команду. Меня спрашивали, правда ли, что Тягнибок искренен в своем стремлении к революции. Я ответил: Да, я считаю, что он искренен, но я не до конца уверен, что его команда питается только идеалами. Меня спрашивали, правда ли, что Яценюк самый радикальный оппозиционер? Я отвечал: Правда то, что он самый умный оппозиционер...».
А вот еще одно высказывание Луценко, в котором для оппозиционной тройки звенит тревожный звоночек Луценко проговаривается о том, что видит себя над нынешними партийными лидерами, видит себя политиком, способным чуть ли не принудительно влиять на их решения: «Второй своей задачей я вижу совместные усилия по выдвижению единого кандидата от украинской оппозиции на президентских выборах 2015 года. [...] Я буду делать все, чтобы так и случилось. При необходимости закрою всех кандидатов в комнату, аж пока из нее не пойдет белый дым, и мы не узнаем единого кандидата, который победит Януковича».
Явно не прибавили хорошего настроения парламентским оппозиционерам и высказывания Романа Безсмертного и Тараса Стецькива политиков, которых сам Луценко определил на роли своих ближайших соратников и «полпредов».
Вот наиболее характерный отрывок из интервью Романа Безсмертного изданию ЛІГАБізнесІнформ (оно вообще содержит множество явных и приглушенных упреков в адрес украинской оппозиции):
« Дискредитация всего украинского политического класса может в итоге привести к власти социальных фашистов?
Мне кажется, это вероятно. Рост поддержки Свободы это симптом поляризации политики, ее большевизации. Как это остановить? Я пока вижу только один инструмент. То, что Юрий Луценко называет третьей республикой это возвращение к парламентскому государству».
А вот Стецькив дает советы Яценюку: «Яценюк является интеллектуально самым сильным из сегодняшней оппозиционной тройки. И его оппозиционные соревнования как лидера уличной акции выглядят не совсем правильно. Его работа быть яппи, его работа придумывать конструктивные развязки будущего государства, а не быть человеком на митинге».
Там же Стецькив сравнивает потенциалы оппозиции и Луценко: «То, что сейчас делает оппозиция это не восстание и уж точно не то, чем можно напугать власть. И то, что говорил Юрий Луценко: если за дело возьмутся полевые командиры Майдана, это будет на порядок сильнее».
В этой связи необходимо заметить, что именно выбор Безсмертного, Стецькива и Владимира Филенко (последний еще не успел отметиться громкими заявлениями), т. н. полевых командиров Майдана, в качестве своих «полпредов» стал поводом для острой критики в адрес Луценко. Суть ее сводится к тому, что Луценко собирает вокруг себя политических лузеров, а кроме того к Безсмертному вообще есть масса личных претензий, о которых можно писать отдельную статью.
Значимым событием в украинской блогосфере стало и открытие Юрием Луценко 15 апреля аккаунта в Facebook. В этой связи даже произошло два скандала: сначала появление фальшивого профиля Луценко в социальной сети, а затем уже и блокирование «настоящего Луценко» администрацией Facebook были опасения, что это очередная подделка.
Именно здесь Луценко попытался сформулировать «основные направления третьей украинской республики». Судите сами, насколько удачно это получилось (язык и орфография оригинала сохранены) и стоило ли так спешить:
«1 євроінтеграція за будь-яку ціну.інакше чорна діра Кремля втягне нас знову в морок минулого, яке там ніколи не минає
2 демонополізація і деолігархізація ек і політ системи. Без цього не буде ні ефект економіки ні соц стандартівПропозиція дуже проста всі податки платяться в Україні, якщо ні постає питання про законність приватизації
плюс примусова демонополізація за прикладом США
3 повноцінне самоврядування. проблеми мають вирішуватися там, де живуть люди
4 формування модерної укр ідентичності
5 ліквідація каральної системи гпу-мвс-суди. Прийняття нових законів під нові силові та суд структури. Набір персоналу з нуля. Професіоналізм можна здобути, моральність ні».
Пока же остается констатировать, что само название проекта Луценко «Третья республика» к удачным можно отнести разве что с очень большой натяжкой или из личной симпатии к автору. Оно не понятно, «заумно», не очевидно, не несет в себе никакого позитивного заряда. Даже хуже сам термин «Третья республика» относится к периоду истории Франции (ну и причем здесь Украина?) с 1870 по 1940 годы, ее финал был более чем трагичен: существование Третьей республики завершилось вместе с капитуляцией перед нацистской Германией. Ну и немаловажно, что попытки использовать этот термин в Украине имеют как минимум пятилетнюю историю и также закончились неудачей.
Впрочем, для Луценко еще ничего не потеряно. На его открытую дискредитацию пока что решится разве что «Свобода» (что представителями этой силы уже и было продемонстрировано). Но, с другой стороны, неизвестно, кто от этого больше проиграет. И, конечно, не стоило бы выталкивать на передовую Безсмертного. Хотя, в данном случае Луценко лишь продолжает действовать в рамках культивируемого образа неисправимого идеалиста: мол, мужская дружба и личное доверие важнее пересудов и чьих-то антипатий.