«А вот на Западе трудно такое представить...», примерно так мы говорим, когда наши представления о том, что такое хорошо, сталкиваются с очередным характерным проявлением постсоветской действительности. И вроде бы эта «сравнительная политология» вполне справедлива, если речь идет о том, что сын высокопоставленного чиновника становится миллионером за несколько лет правления своего отца.
Когда же украинские интернет-пользователи «танцевали на могилах» погибших в недавней донецкой авиакатастрофе, или российские юзеры соревновались в злопыхательстве относительно смерти Бориса Березовского тоже хотелось привести в пример Запад, мол, «там чего-то подобного не увидишь». Однако реакция британцев на смерть Маргарет Тэтчер показала, что очень даже увидишь, и увидишь кое-что похлеще, чем во вместе взятых Украине и России.
Важно заметить, что как в Великобритании, так и в России с Украиной гражданские «восторги» по поводу ухода в мир иной ненавистных политических деятелей или катастроф во «вражеских» регионах, это не малочисленные реакции отдельных маргиналов, и проблема отнюдь не сводится к тому, что «дураков всегда и везде хватает». Речь идет о ставших очевидными тенденциях, проистекающих, судя по всему, из нынешней общемировой моды на жестокий и циничный «троллинг», «пиплхэйт» и прочую мизантропию с социопатией. А жив ли объект «веселой» ненависти или мертв получается, уже не совсем важно.
Но вот то, как на Туманном Альбионе праздновали кончину Тэтчер, перешло границы, которые не решились перейти украинские и российские интернет-пользователи в отношении ненавистных им политиков или собирательных образов политических противников (совершенно условных регионалов, погибших в донецком аэропорту). Это уже стертая граница между Интернетом и улицей, между злорадством на кухне и открытой ненавистью в медийном пространстве. А помимо этого, смерть Тэтчер напомнила британцам, что они являются «расколотой нацией» (а мы, украинцы, считаем, что только между нами есть идейно-политические различия?..).
Впрочем, это вовсе не значит, что украинцы или россияне «лучше воспитаны», «более добры и духовны». Как показывает практика, мы идем тем же путем. Причем, учитывая склонность к заимствованию социальных моделей поведения (самый простой пример мода на флеш-мобы), идем «семимильными шагами». В который раз приходится ссылаться на недавнее заявление экс-главы украинских греко-католиков Любомира Гузара: «Все, что идет к нам из Западной Европы, и считается у нас априори лучшим и прогрессивным, должно тщательно проверяться, и критика этого должна быть сильной».
Особенности национальной ненависти к мертвым
После донецкой авиакатастрофы, в результате которой погибло пять человек, на топовых украинских интернет-изданиях в комментариях к новостям об этой трагедии можно было наблюдать самые дикие реакции. Одни надеялись на то, что все погибшие представляли партию власти. Другие считали необоснованным относиться к пострадавшим чиновникам и прокурорам просто как к попавшим в беду людям. Третьим было жалко потерпевших, которые не имеют отношения к ПР, а вот горе самих регионалов воспринималось с ликованием. Четвертые пытались отделить жертвы «человеческие» от пострадавших «жителей Донбасса», которым, разумеется, снова отправили неуместные «спасибо». Многие воспользовались трагическим случаем, чтобы в очередной раз высмеять и унизить в целом Донбасс и его население. Да по большому счету, никого особо не интересовало, кем на самом деле были погибшие и пострадавшие: достаточно было маркера «болельщики Шахтера, летевшие из Одессы в Донецк».
Подобное происходило и на просторах Рунета, когда появилась информация о смерти Бориса Березовского. Тысячи российских интернет-пользователей в комментариях под соответствующими информационными материалами всячески проклинали умершего и упражнялись в остроумии по поводу того, что «Боженька наконец-то поправил прицел».
Но всему этому, конечно, еще далеко до реакции, которую вызвала смерть Тэтчер в Великобритании?
«Дин-дон, ведьма мертва»
Значительная часть британцев не любит «Iron Lady», прежде всего, за жесткую экономическую политику, сворачивание социальных программ в сфере здравоохранения и образования, ожесточенную борьбу с профсоюзами и многое другое. Особую роль играет антишахтерский тэтчеризм курс на массовое закрытие шахт и сокращение рабочих мест.
Для иллюстрации приведем несколько примеров того, как британцы приветствовали смерть Тэтчер в «Твиттере»:
«Как ужасно, что это не случилось 87 лет назад»;
«Тэтчер умерла. Ура! Она была дьявольской фашистской ведьмой»;
«Мэгги сейчас работает над приватизацией ада»;
«Кровавая Тэтчер умерла, когда я нахожусь в сельских районах Австралии. Я не хочу упустить хорошую уличную вечеринку».
Усилиями наиболее активных интернет-антитэтчеристов в британском сегменте Твиттера образовался специальный хэштег, участники которого выступили против выделения средств из госбюджета на похороны «железной леди»...
А это одна из последних обложек британского журнала Socialist Worker:
Наиболее значительные уличные «празднования» по случаю смерти Тэтчер прошли в Бристоле и лондонском районе Брикстон. Британская газета Independent пишет, что среди тех, кто с музыкой и ругательствами отмечал смерть бывшего премьер-министра в Брикстоне, были преимущественно молодые люди, которые либо еще не родились, либо были еще совсем детьми, чтобы помнить время ее правления. Возможно, эти молодые люди выступают последователями анархистской и антитэтчеровской панк-культуры. Но в то же время Джон Лайдон, лидер влиятельной панк-анархистской группы Sex Pistols, осудил такие акции: «Я не буду танцевать на ее могиле. Она была моим врагом всю жизнь, но не будет им после смерти».
В некоторых уголках Великобритании «праздничные» акции закончились беспорядками и стычками с органами правопорядка, в результате чего пострадали несколько полицейских.
После кончины Тэтчер песня «Дин-дон, ведьма мертва» (Ding Dong, the Witch is Dead) из фильма «Волшебник страны Оз» (Wizard of Oz, 1939) обрела на Британских островах новую волну популярности. Композиция вошла в топ-10 хит-парада iTunes, а 40 самых популярных песен недели, по традиции, каждое воскресенье проигрывает BBC Radio 4. И национальная радиостанция стала перед выбором: проигрывать песню о «мертвой ведьме» или не проигрывать? С одной стороны, есть традиция, обязывающая ставить в эфир всё, что попадает в топ-40; с другой всем понятен издевательский контекст, связанный с этой песней. На BBC Radio 4 решили все-таки прокрутить фрагмент из песни без слов «ведьма мертва», а перед этим рассказать о двух общественно-политических точках зрения относительно этой композиции. Вот такая либеральная политкорректность и британский «постмодерный традиционализм»...
«Расколотая нация»
Британские СМИ подчеркивают, что Маргарет Тэтчер после смерти расколола британское общество так же, как она это сделала при жизни. Одни продолжают хвалить ее, а другие отмечают ее смерть, как праздник...
На последних парламентских выборах в Соединенном Королевстве, 2010 года, еще раз стало очевидным электоральное разделение британского общества:
Источник: electoralgeography.com
Синий и его оттенки это голоса за консерваторов, красный и его оттенки за лейбористов, желтый и его оттенки за либеральных демократов
По поводу британской электоральной картины можно провести определенные аналогии с тем, как разделились предпочтения регионов Украины на выборах-2012. Вот только в Великобритании главные политсилы все-таки не заинтересованы манипулятивно возводить разногласия в отношении политической фигуры Тэтчер в статус реального национального раскола. Чего нельзя сказать о солидной группе украинских политиков, которые, борясь за власть, не брезгуют использовать разнообразные симулякры, чтобы хитроумно столкнуть лбами Запад и Восток страны. Хочется верить, что у Великобритании мы будем учиться именно тому, как, вопреки всему, оставаться национально консолидированными. А не тому, как креативно плясать на могилах тех, кто нам не по душе.