Обострение политической борьбы в Верховной Раде, основанное на фактическом равновесии сил власти и оппозиции, повышает ценность каждого депутатского мандата. Напомню, что Партия регионов в середине марта потеряла еще один голос Павла Лебедева, назначенного министром обороны. Самое время вспомнить о пяти скандальных округах, в которых не был определен победитель осенью 2012 года
Чем занимаются сегодня герои осенних выборов, из-за политических интриг не получившие завоеванный депутатский мандат? Пытаются ли они удержать доверие избирателей, чтобы вновь побороться за место в Верховной Раде, или смирились с поражением?
Хотя дата проведения повторных выборов в пяти проблемных округах не определена, фавориты на словах демонстрируют решимость вновь вступить в схватку. И для избирателей, и для оппозиционных фракций, у которых на счету каждый новый голос, важно понять, готовы ли фавориты к новой борьбе? Иначе поддержка кандидата может превратиться в «мусорную облигацию».
Понятен общественный интерес к фигуре Виктора Романюка, кандидата от «Батькивщины» по
Из пятерых прошлогодних фаворитов активнее всего ведет политическую деятельность Юрий Левченко, представляющий «Свободу». Пожалуй, это единственный из пяти кандидатов-оппозиционеров, который может рассчитывать на безоговорочную поддержку выдвинувшей его партии. Трудно представить, что «Свобода» откажется от поддержки руководителя своей аналитической службы, который то и дело вместе со своими партайгеноссе мелькает в горячих политических точках Киева.
У некоторых кандидатов такой уверенности нет, поэтому они стремятся повысить свой рейтинг в глазах соратников и избирателей разнообразными способами. Леонид Даценко, баллотировавшийся в Каневе (Черкасская область), сразу после выборов открыл «приемные победителя» в Каневе, Черкассах, Золотоноше несмотря на недовольство их появлением местного губернатора Сергея Тулуба. Баллотировавшийся в Черкассах от оппозиции Николай Булатецкий избрал другую тактику. Он заявил, что готов отказаться от борьбы со своей соперницей Валентиной Жуковской, но только в том случае, если в отставку уйдет лично Тулуб. Вероятность подобной «рокировки» с властью маловероятна, зато Булатецкий имеет возможность порадовать избирателей своей принципиальностью.
Корнацкий почти год остается в добровольной эмиграции и напоминает о себе избирателям преимущественно в эпистолярном жанре. Он клеймит губернатора Николаевской области Круглова, местных силовиков и семью генерального прокурора Виктора Пшонки за попытки рейдерского захвата его семейной агрофирмы. Кандидату в депутаты следовало бы учесть, что сочувствие к обиженному властями крупному аграрию не может быть единственным мотивом голосования почти 160 тысяч избирателей за оппозиционного кандидата, сумевшего прошлой осенью консолидировать протестный электорат.
По логике политической борьбы Корнацкий сейчас должен расширять поле своей электоральной поддержки, защищая интересы своих избирателей. К сожалению, этого пока не происходит. И даже недавнее открытое письмо-предупреждение Корнацкого губернатору и силовикам о якобы ожидающихся кровавых провокациях власти при возможном силовом захвате его земель больше похоже на отчаянный крик о помощи обиженного властями землевладельца.
Для украинской власти вообще характерна тактика силовых разменов кандидатов. Например, против Виктора Пилипишина
Пока же пять скандальных округов напоминают прикуп в напряженной карточной игре, открывать который не спешат ни власть, ни оппозиция.