Как и в случае с любым другим фильмом Квентина Тарантино премьеру «Джанго освобождённого» ждали многие киноманы. Однако с выходом этой картины на широкие экраны число поклонников у легендарного режиссёра существенно поубавится.
Старина Квентин всё чаще стал повторять самого себя. И если раньше его фильмы вызывали восторг у насмотренного киномана, при этом заставая врасплох рядового зрителя, то в своём новом творении Тарантино переориентировался на массовый вкус, заставив скучать кинокритиков.
Киллер-интеллектуал по имени Кинг Шульц (Кристоф Вальц) разъезжает по всей стране, охотясь на преступников, которые находятся в розыске. На хлеб он зарабатывает тем, что отстреливает их и свозит тела к местным шерифам, получая за это вознаграждение. Но для того, чтобы отыскать своих следующий «клиентов», ему потребовалась помощь чернокожего раба по имени Джанго (Джейми Фокс). Без труда выкупив его, Шульц столь же легко выполняет и сам заказ, ведь Джанго оказался первоклассным стрелком.
Оказавшись на свободе, Джанго теперь хочет лишь одного освободить из рабства свою жену Брумгильду. Однако она стала собственностью жестокого промышленника со сладкой фамилией Кэнди (Леонардо ДиКаприо). Его не возьмёшь не то что голыми руками, но даже если в руках будет по семизарядному кольту. Ведь имение Кэнди окружено целой стаей вооружённых отморозков. Поэтому главным героям надлежит перехитрить лукавого промышленника.
Несмотря на то, что это первый вестерн в карьере Квентина Тарантино, он неоднократно цитировал классические фильмы о ковбоях в своих предыдущих лентах. Так что, когда он взялся за приготовление спагетти-вестерна по своему рецепту, получилось не диетическое блюдо в классическом смысле, а трюковая стряпня, густо заправленная кровью, длинными диалогами и стильными костюмами.
Этот фильм своего рода очередной ремейк ленты Серджио Карбуччи «Джанго» (1966). Сравнивать картины Карбуччи и Тарантино всё равно, что сопоставлять Венеру Милосскую и творение Сальвадора Дали «Венера Милосская с ящиками». Первая высечена из благородного мрамора, вторая отлита из общедоступного гипса. Первая идеал красоты, а вторая нашпигована грубыми ящиками, в которых заключается множество подтекстов.
Вместо того, чтобы получить удовольствие от кино как такового, Тарантино заставляет своих зрителей два с половиной часа экранного времени шарить по ящикам и тайникам своего фильма, разгадывая подтексты и аллегории.
Так, например, Кинг Шульц в начале фильма разъезжает на повозке, называя себя дантистом. Похожий дантист, который торговал трупами, появлялся и в «Железной хватке» (2010) братьев Коэнов.
Чуть позже Шульц заводит Джанго в салун под названием «Земля Миннесоты» (1964). Назвав «ковбойскую наливайку» в честь одного из фильмов Серджио Корбуччи, Тарантино таким образом воздал дань уважения своему кумиру.
На крыльце этого самого салуна Шульц ловким движением руки выбросит из рукава пистолет и убьёт шерифа. Подобный механизм был и у главного героя «Таксиста» (1976) Мартина Скорсезе, который также, как и Шульц, «очищал мир от подонков».
Бои чернокожих парней развлечение антагониста мсье Кэнди заимствовано Тарантино из ленты «Мандинго» (1975). Кличка «Чёрный Геркулес», которую Кэнди даёт победителю боя, это настоящее боксёрское прозвище актёра, сыгравшего в «Мандинго» главную роль.
Действие второй половины «Джанго...» происходит на хлопковых плантациях, расположенных на юге. Режиссёр вставил бегущие по экрану титры, которые не могут не напомнить «Унесённых ветром», сюжет которых также разворачивается на юге.
Появляется здесь буквально на пару минут и герой Франко Неро, который сыграл Джанго в оригинальном фильме. Он подойдёт к персонажу Джейми Фокса и спросит, как того зовут...
Полное имя супруги Джанго Брумхильда фон Шафт намекает на персонажа культового в своё время фильма «Шафт» (1971). Протагонист этой ленты чернокожий детектив, который мастерски владеет пистолетом и борется против расовой дискриминации.
«Джанго освобождённый» стал вторым фильмом в трилогии Тарантино, посвящённой борьбе с расовой и социальной несправедливостью. Так, в предыдущей ленте «Бесславные ублюдки» (2009) евреи по-индейски снимали скальпы с нацистов. А в своей новой ленте режиссёр заставил чёрного ковбоя по-нацистски расстреливать белых.
Сквозным актёром этой трилогии наверняка будет Кристоф Вальц, которого никто не знал до того самого момента, пока он не снялся у Тарантино.
Навсегда расставшийся с образом героя-любовника Леонардо ДиКаприо гармонично слился со своим жестоким и кровожадным персонажем-рабовладельцем. Подлый блеск в глазах, злой оскал улыбки и стервозная манера разговора всё это напрочь вытеснило сладкую манерность, свойственную его ранним ролям. Тем не менее, актёр ничего нового не придумал для роли Кэнди. По сути, ДиКаприо скопировал своего персонажа из прошлогоднего «Дж. Эдгара». Неудивительно, что после этого его не номинировали на «Оскар».
«Джанго...» очень гармонично влился в «чернокожую» тенденцию американского мейнстрима. Если ещё 20 лет назад чернокожий киногерой с супер-способностями был экзотикой, то теперь едва ли не популярным трендом. Когда вышли «Люди в чёрном 3» с Уиллом Смитом в главной роли, перед кинотеатрами выстроились длинные очереди. Не меньший ажиотаж ожидается и вокруг «Первого мстителя: Другая война» (2014) первой игровой ленты с чернокожим супергероем по прозвищу «Сокол».
Дело не только в том, что уже пятый год в кабинетах американских чиновников висит портрет чернокожего президента. Главная причина в том, что массовый зритель насытился бесчисленными вариациями Бетменов, Суперменов и других трафаретных супергероев. Поэтому сейчас Голливуд находится в состоянии поиска Нового Героя.
Фильм не попал ни на один престижный кинофестиваль. При этом предыдущие три режиссёрские работы Тарантино участвовали в основном конкурсе Каннского кинофеста. Таким образом, ведущие кинокритики мира как бы заведомо сказали, что ничего особенного от «Джанго освобождённого» киноманам ждать не стоит.
В своей новой картине Тарантино ориентировался, прежде всего, на широкого зрителя. Два полученных этим фильмом «Золотых глобуса» и номинация на пять «Оскаров» выглядит, скорее, как оправдание за неудачу, нежели как реальное достижение.
Подобный вывод можно сделать и о других номинантах на «Оскар» этого года. «Линкольн» не лучший фильм живого классика Стивена Спилберга, а «Жизнь Пи» не более, чем сентиментальное бормотание не менее именитого режиссёра Энга Ли.
Очевидно, члены Американской Киноакадемии в этом году решили сделать ставку не столько на оригинальность и новаторство самих фильмов, сколько на именитость их режиссёров.
Уникальный стиль Тарантино всегда балансировал на тонкой грани между изысканным (как тридцатилетний виски) артхаусом и пресным (как недосоленный попкорн) мейнстримом. После «Джанго освобождённого» понимаешь, что у режиссёра уже не получается с былым задором сочетать в своих картинах элитарность и популизм. Насыщенная символика в его лентах девальвировала до остроумной игры в тренды. Положительное последствие этого в том, что у фильма большой кассовый успех. За месяц проката во всём мире картина собрала вдвое больше своего бюджета. Подобное не удавалось ни одной предыдущей ленте режиссёра. Отрицательное в том, что в отзывах критиков часто слышится разочарование.
Красноречивым символом того, что Тарантино себя исчерпал, стала одна из заключительных сцен, в которой появляется сам режиссёр. Он сыграл эпизодическую роль заторможенного ковбоя, который взрывается на динамите, исчезая в кровавом фейерверке. Если бы он не разорвал себя на куски на экране это с большим удовольствием сделали бы кровожадные критики, у которых слишком много причин возненавидеть режиссёра после этой ленты.
Удастся ли Тарантино «возродиться из пепла» покажет его следующий фильм «Убить Билла 3», который должен выйти на экраны в следующем году.