Каждый концерт, представление или показ мод имеет свое «закулисье», или как теперь модно говорить «backstage», где выступающие артисты порой разительно отличаются от персонажей, которых они играют на сцене. Празднование украинской революции не стало исключением...
Закулисье
…22 ноября. Снег заметает Киев. Холодно. Как и год назад, на празднование революции люди начали собираться засветло. Атмосфера праздника чувствовалась по всему Киеву. Хотя размах и эмоции были уже не те. Но все равно - на Майдане аншлаг. Люди, заполнившие площадь и прилегающие улочки, скандировали ставшие уже историей лозунги и речевки.
Пройдя по всему периметру Майдана, я подошел к КПП, где пропускали прессу и VIP-персон. Несколько формальностей, проверка на металл-детекторе, и я очутился в пространстве, куда «маленькому украинцу», который собственно революцию и делал, путь заказан.
Первое, что бросилось в глаза - обилие сторонников НСНУ прямо перед трибуной. Как мне сказали, их выставили преднамеренно, чтобы оттеснить от трибуны тимошенковцев. После выступления Олега Скрипки, я отправился в «закулисье», куда вход был запрещен даже прессе (за редким исключением…). Еще бы, здесь праздновали свой праздник все герои, и антигерои революции.
Первое впечатление – мне показалось, что в «закулисье» среди ющенковцев и тимошенковцев царила удивительная идиллия. Непримиримые антагонисты на экране, здесь вместе распивали высокоградусные напитки, с удовольствием позировали перед камерами, и вели между собой праздные беседы. «Ярый тимошенковец» Николай Томенко обнимался с начштабом Ющенко Романом Безсмертным, Петр Порошенко и Евгений Червоненко вели душевный диалог с Тарасом Стецькивом и Владимиром Филенко.
Министр финансов Пинзеник долго и проникновенно слушал стихи бабки Параски. Глава МИДа Тарасюк расхаживал из стороны в сторону, по-мажорски покуривая сигары. Премьер Юрий Ехануров, прижавшись к стенке, с усталостью и некоей отстраненностью выслушивал поздравления. А министр Луценко вместе с охраной неугомонно носился «по периметру», радушно угощая всех коньячком прямо из кармана.
Оранжевые были почти в полном составе. Правда, на празднике так и не появились министр Юрий Павленко и Александр Зинченко, экс-министр культуры Билозир и звезда Евровидения Руслана.
Постепенно оранжевая рать разбилась на галерки. В одной из «точек», в окружении «Червонца» и «Третьяка» возвышался радостный Петр Порошенко. Несколько поодаль стояли Костенко и целая плеяда старых руховцев: Заяц, Яворивский, Ключковский и Хмара. Собравшиеся живо обсуждали актуальные проблемы и с особым наслаждением пускались в воспоминания о событиях годичной давности.
Все без исключения, ждали ключевого события праздника – появления Тимошенко и Ющенко. Никто доподлинно не знал, будет ли торжественно объявлено о воссоединении оранжевого лагеря или нет. Интрига витала в воздухе, накаляя обстановку и слегка согревая окружающее пространство.
Спустя некоторое время, к празднованию присоединился Кличко. Одной из первых его перехватила всё та же бабка Параска, которая вручила ему подарок – фарфоровую статуэтку. Виталий с трудом наклонился и поцеловал расчувствовашуюся бабушку. Та в ответ закричала «Ой, сыночек! Бачіла як ти з цими нєграми бьєшся, це ж ужас! Так їм и треба!».
Вообще, чувствовалось, что Кличко был несколько сконфужен. Вскоре его подхватил Николай Катеринчук, несмотря на то, что боксер едва передвигался с костылем. «Идем, Виталик, идем. Надо к народу выйти. Здесь совсем чуть-чуть», - сказал он Виталию и подхватив его под плечо, повел «в народ». Виталик покорно согласился, но тут же встретился со стеной журналистов и в народ так и не попал.
Юля
Юлия Тимошенко в «закулисье» так и не появилась, как до своего выступления, так и после. Чем было вызвано нежелание экс-премьер-министра тусоваться среди революционного бомонда, осталось неизвестным.
Явление экс-премьера было, как всегда, нестандартным. Юля использовала старый известный еще с петровских времен метод - неожиданно войти в народ, а затем из этого самого народа и выйти… прямо на сцену. Триумфатором. И эффект удался. Еще во время выступления полевых командиров, правый фланг Майдана заметно оживился, скандируя «Ю-ля! Ю-ля!» - откуда не возьмись, на руках через толпу ЮВТ несли прямо к сцене... В это время перед микрофоном появились Анатолий Кинах, Александр Мороз и Юрий Ехануров. Толпа кое-как отреагировала только на Мороза. На Кинаха реакция отсутствовала, а с Ехануровым вообще случился курьез. Как только объявили: «Выступает премьер-министр Украины Юрий Ехануров», Майдан начал скандировать… традиционное: «Ю-ля!» (право, Еханурова в тот момент было искренне жаль). Далее - еще несколько скучных речей и ведущий, наконец, объявляет: «Выступает экс-премьер министр Украины, Юлия Тимошенко». Все «закулисье», вместе с VIP-персонами, охраной, свитой и прочими прихлебателями тут же ринулось к сцене - посмотреть на Тимошенко (видимо, давно не видели).
Выступление опускаем. Отметим лишь, что ЮВТ была традиционно красноречива и продемонстрировала (по крайней мере на публику) готовность идти на сближение с Ющенко. После этого «закулисье» стало с еще большим предвкушением ждать президента, наперебой пытаясь предугадать каким же будет сценарий "братания".
Явления Юща народу
Самый долгожданный гость торжества, в окружении многочисленной свиты и «увешанный» со всех сторон детьми, прибыл на Майдан. Виктор Ющенко выглядел нервным и напряженным. Поднявшись на сцену, Ющенко поприветствовал соратников поцелуями и рукопожатиями. Не осталась незамеченной и Юлия Владимировна, получившая свой «цьом» от президента.
После того, как Ющенко начал говорить, люди несколько раз прерывали его, скандируя «Ю-ля!». Президент замер. «Еще раз крикните "Юля!" и я готов выступать» - сказал он и… продолжил. Когда люди в очередной раз начали перебивать его полную цифр и показателей речь, Ющенко не нашел ничего лучшего как с нескрываемым раздражением выпалить: «Не надо устраивать здесь предвыборную кампанию!».
Ющенко говорил много, сухо, скучно и неинтересно. А как только последовали пассажи о «бензиновом, цукровом и мясном кризисе», настроение на Майдане и «закулисья» испортилось окончательно. Все начали с недоумением переглядываться, и о чем-то шептаться. Еще мгновение и они осознали - все рухнуло. Это было заметно и по лицам стоящих на трибуне вождей революции. Ну а те из VIPов, которые стояли под трибуной, даже начали откровенно высмеивать каждое высказывание президента. В общем, все свидетельствовало об окончательном разводе Юли и Вити.
Штатный заводила вечера попытался, было в конце завести Майдан: «Ю-щен-ко, Ю-щен-ко!», но получилась очередная неувязка - люди снова стали кричать «Ю-ля!». Не помогли даже усилия Юрия Луценко, усердно отмахивавшего в такт - «Ю-щен-ко».
Вместо послесловия
Ющенко и Тимошенко - вопреки сценарию - ушли со сцены в разные стороны. Тимошенко с нескрываемым непониманием отправилась «в массы», а Ющенко, под выкрики и свист, вскочил в машину и устремился прочь со всем своим эскортом. И лишь подарок от вездесущей бабки Параски, сумевшей прорваться через охрану, скрасил неудавшийся праздник «народного президента».
Ну а «закулисье» тем временем пребывало в полном недоумении, а точнее – в шоке. Мало кто ожидал такой печальной и бесславной развязки. Ющенковцы и тимошенковцы прощались друг с другом, не скрывая досады и разочарования…
P.S. Не дал празднику окончательно омрачиться лишь Александр Пономарёв. Когда в самом конце объявили об исполнении гимна, случился конфуз: сначала заиграла не та фонограмма, а потом вообще возникла длинная пауза. Пономарев не растерялся, и через несколько секунд исполнил гимн в живую, получив бэквокал Тараса Петриненко и Марии Бурмаки.
Фото с сайта rep-ua.com: