Парламент предоставил Кабмину право возмещать НДС финансовыми векселями. А бизнес сможет рассчитываться этими же векселями с бюджетом по платежам НДС. Экс-министр финансов Игорь Уманский прогнозируtт, что введение нового механизма расчетов с бюджетом создает проблему наполнения бюджета.
Кроме того, он не исключает действие субъективного фактора, когда одни компании будут получать НДС деньгами, другие бумагами. Эксперты считают, что переход правительства на вексельные расчеты не решит проблему дефицита госбюджета.
Очень правильно считают эксперты не решит. Более того усугубит. Совершенно согласен и с экс-министром на счет субъективного фактора. Именно так, скорее всего, и будет.
То, что называется «финансовым векселем» (в том виде, в котором его собирается использовать Кабмин), строго говоря, векселем можно называть с большой натяжкой. Дело в том, что, при вексельном обращении, в конце цепочки всегда возникают деньги. Реальные деньги, которые платит тот, кто выписал вексель, тому, кто этот вексель предъявил к оплате. Таким образом, эта долговая расписка не наносит ущерба денежному обращению в государстве за товары и услуги в любом случае производится расчет деньгами, но с отсрочкой платежа.
При обороте же «финансового векселя» деньги не используются: государство вместо денег выдает бизнесу вексель, а бизнес, вместо денег, рассчитывается с государством ранее полученным от него векселем. Польза от этой операции несомненно есть это «расчистка» записей о состоянии взаиморасчетов между государством и бизнесом, клиринг, так сказать. И это очень хорошо. Но ожидать от введения в обращение финансовых векселей результата в виде уменьшения бюджетного дефицита по меньшей мере, наивно. Да, не будет расходов бюджета в виде возмещения НДС, но ведь не будет и доходов в виде налоговых поступлений. Точнее говоря будет и то и другое, но только в виде учетных записей, а не в виде движения денежных средств.
Если продолжить мысль, то следующим шагом может быть выплата пенсий финансовыми векселями. А почему нет? Всё равно пенсионеры понесут свои деньги в сбербанк платить за квартиру, электроэнергию и воду. Разработать такие себе финансово-пенсионные векселя с возможностью частичного погашения. Классно! А чо, нефиг стариков наличкой баловать...
Кто мне объяснит, чем «вновь вводимый» финансовый вексель отличается от обычного бартера, т.е. товарообмена без участия денег? Ничем. Поэтому его (вексель) и отменили в 2001 году. Бартер считают явлением вредным, сужающим сферу денежного обращения, а финансовые векселя вводят... И выражают надежду, что это оздоровит бюджет. Вы что-нибудь понимаете?
Хотя, с другой стороны, возможно, я не совсем прав. Какая-то польза для бизнеса всё же будет ему не нужно будет «вытаскивать» из оборота деньги на уплату налогов. Зачем тратить «живые» деньги, если можно рассчитаться векселем? Выражаю уверенность, что представители бизнеса найдут также способы перекупать векселя друг у друга с дисконтом, чтобы избежать излишнего расходования денежных средств. Да, скорее всего, введение в оборот финансовых векселей внесёт определённое оживление в затухающую из-за рецессии финансово-хозяйственную деятельность. Но станет ли от этого лучше государству, бюджету? Сомневаюсь. Долгосрочные негативные последствия введения финансовых векселей, на мой взгляд, дают основания незамедлительно отказаться от этого «нововведения».
Оживление экономики, не сопровождающееся увеличением поступлений в бюджет, запустит инфляционный механизм: государство будет вынуждено включить печатный станок для обеспечения зарплатами работников бюджетной сферы и пенсиями пенсионеров. Увеличение денежной массы даст рост цен. Доходы реального сектора вырастут. А поступлений в бюджет всё так же не будет. И так в цикле. Инфляция в чистом виде. Что в это время будет происходить с курсом гривны к основным мировым валютам и, в первую очередь, к доллару не хочется даже думать. Плохо будет.
Спрашивается, стоит ли ради сиюминутной выгоды («возмещение» НДС не деньгами, а долговыми расписками, с целью сократить расходы бюджета) так рисковать? Я бы не стал. Но законодатели, очевидно, знают что-то, чего не знаю я. И рискуют...
А ещё, знаете, что может быть? Уходящие депутаты