Много сейчас разговоров ведется о государственных казначейских обязательствах в иностранной валюте. Мол, страшно прогрессивная инновация на рынке финансовых услуг и выгодно, и надежно, и государством гарантируется, и налогом не облагается... Ну, начнем с того, что никакая это не инновация: все новое хорошо забытое старое.
Ведь, как ни называй, а по сути казначейские обязательства это облигации. Ибо само слово «облигация» означает «обязательство». А облигациям как финансовому инструменту сотни лет. Гособлигациям столько же.
А что такое, в сущности, гособлигация? Это долговая расписка государства. Те есть, когда у государства не хватает денег, а включать печатный станок нет желания (или возможности, или время не подошло...) оно начинает искать способы разжиться деньжатами. Можно поднять старые или ввести новые налоги, можно повысить тарифы ЖКХ, можно отдать на приватизацию какой-нибудь стратегический объект (т. е. увеличить доходы); можно урезать социальные выплаты, отменить какие-то льготы, сократить финансирование здравоохранения и культуры (т. е. снизить расходы); а можно взять в долг. Способов взять в долг у государства много. Продать населению и/или субъектам хозяйствования гособлигации только один из них. Его и рассмотрим.
Старые люди помнят, что такое «подписка на заём». Это, когда у Родины покупали на всю месячную зарплату облигации. Добровольно. Или якобы «добровольно». Целыми трудовыми коллективами. Так было не только в СССР, но и в США, и в Великобритании (war bonds). Потому что война: не можешь отдать жизнь отдай деньги. Продажа облигаций происходила по нерыночному принципу «Всё для победы!». Механизм, упрощенно говоря, следующий: воюющее государство все свои ресурсы направляет на военные цели; производство потребительских товаров снижается; для того, чтобы не возник дефицит, нужно снизить покупательную способность населения; самый бесконфликтный способ это сделать изъять у населения деньги путем продажи ему некого товара; таким товаром являются гособлигации. Потребителю этот товар как нечто обладающее потребительскими свойствами не нужен. Но, покупая облигации, он как бы вносит свою лепту на алтарь победы. Народ по сути добровольно «затягивает пояса». Во время войны на волне патриотизма этот механизм прекрасно работает.
Но когда войны нет нет и «высокой» цели, ради которой стоит себя в чем-то ограничивать. Не будет работать и этот нерыночный механизм продажи гособлигаций. Нужно предложить покупателю товар, обладающий какими-то уникальными свойствами, делающими его более привлекательным по сравнению с другим товаром, удовлетворяющим аналогичные потребности. Нужно предложить потребителю нечто, что он посчитает полезным и выгодным лично для себя, а не для Родины. Тут очень важно обратить внимание на слово «посчитает». Считаться и быть не одно и то же. Дело в том, что «деланием» товара привлекательным занимается нечто, находящееся на стыке науки и искусства маркетинг. Маркетинг создает потребности. Маркетинг манипулирует потребителем. На стороне большинства потребителей только жизненный опыт и здравый смысл. Это немало, но недостаточно для эффективного противостояния манипуляции, т. к. на стороне маркетинга наука и большие деньги... При правильной постановке дела можно сформировать у широких покупательских масс потребность в чем угодно. Люди будут радостно расставаться с деньгами, приобретая никчёмные и абсолютно бесполезные вещи, занимая очередь с вечера... Примеры приводить не буду дабы никого не возбуждать...
Вернемся к гособлигациям. Государство должно убедить население воспользоваться именно этим финансовым инструментом. Для этого оно должно задекларировать его более высокие, чем у других фининструментов, надежность и/или доходность. Доходностью, как правило, гособлигации похвастаться не могут. Их козырь надежность. Как-никак само государство гарантирует возврат денег с процентами. Не какой-то там кредитный союз, или коммерческий банк, а ГОСУДАРСТВО! Не будет банкротства банка или отказа от досрочного расторжения депозитного договора. Пускай процент ниже зато надежно... Так рассуждает покупатель гособлигаций. И тут хотелось бы чуть-чуть охладить его оптимизм (напомню, что сейчас речь идет об украинских государственных казначейских обязательствах, номинированных в долларах США):
Во-первых, должен насторожить сам факт, что облигации суверенного государства номинированы в иностранной валюте. Когда США всему миру продают свои краткосрочные бонды (со смехотворной, кстати, по нашим меркам, доходностью), то всем понятно, что ФРС напечатает долларов столько, сколько потребуется для их выкупа. А в Украине доллары США не печатают. Проблема? На мой взгляд да.
Во-вторых, доходность по этим обязательствам в 9,2% годовых превосходит доходность валютных депозитов в коммерческих банках. Это не то что насторожить должно это должно вызвать панику! Потому что так не бывает. Это всё равно, что в магазине не вы платите за товар, а вам за то, что вы его взяли. В этой ситуации, теоретически, коммерческие банки должны на все депозитные доллары накупить гособлигаций и ВСЁ! Хватит и с вкладчиками рассчитаться, и себе копеечку заработать.
В-третьих, 9,2% годовых в валюте. На чём наше государство собирается так заработать? Какие такие проекты собирается реализовать? Какие инвестиции привлечь? Ведь кризис на дворе! Рецессия, так сказать. И закончится это не раньше чем через
Или «пирамиду» строим? МММ, так сказать, со старыми вкладчиками рассчитаемся деньгами новых. Затем еще раз. Еще... А потом кидок (т. е., пардон, дефолт, чтоб звучало политкорректно)? Или новые кредиты МВФ? Или что еще?!
Нет, поймите меня правильно! Я никого не отговариваю от покупки государственных казначейских обязательств. Я никого не склоняю к открытию депозитов в коммерческих банках. Я не предлагаю покупать/продавать доллары или евро... Я говорю о факторах, на которые следует обратить внимание при принятии инвестиционного решения. Я говорю о рисках.
Лично я в гарантии государства верю не больше, чем в любые другие гарантии кого бы то ни было. Никто, никогда и нигде не может ничего гарантировать. Вернее, гарантировать может, ведь гарантировать не значит исполнять гарантии. Всегда можно сослаться на реальные или мнимые обстоятельства непреодолимой силы, объявить себя банкротом. Способов неисполнения обязательств масса. И государства ими пользуются не реже, чем физические и юридические лица. А, может быть, даже чаще. Своя рука ведь владыка. Даже войну ради такого дела могут затеять. А кого государству бояться? Граждан, что ли? Я вас умоляю...
Так, что «думайте сами, решайте сами»...