Днепропетровск без сомнения стал криминальной столицей Украины. За полгода в одной из кузниц управленческих кадров украинской власти произошло несколько резонансных преступлений. Своеобразный рекорд...
Криминальная столица Украины
Напомню, что 16 ноября ночью в Днепропетровске в районе остановки общественного транспорта «Центральная», расположенной рядом с торговым центром ЦУМ, произошел взрыв неустановленного взрывного устройства, которое находилось в бетонной мусорной урне. Погиб один человек. По факту взрыва было возбуждено дело по ч.3 ст.258 УК (теракт).
14 апреля около 17.00 тремя выстрелами в голову был убит известный бизнесмен Геннадий Аксельрод. В сентябре 2010 года миллионера и его партнера по бизнесу Геннадия Корбана уже пытались убить при помощи взрывного устройства. Во время их обеда в днепропетровском ресторане «Пепперони» прогремел взрыв под их столиком. В результате, Аксельрод отделался лишь шоком, а Корбан получил травмы.
27 апреля в центре Днепропетровска произошла серия взрывов. Если в день взрывов на форумах и сайтах распространялась информация об 11 взрывах и перестрелке, то по официальной версии взрывов произведено только четыре, а перестрелки и вовсе не было.
4 мая некоторые СМИ сообщали о разминировании подозрительной сумки в самом центре Днепропетровска на съезде с Нового моста (ул. Коцюбинского). Сообщалось также о взрыве возле центральной синагоги по улице Шолом-Алейхема, 4. В милиции эту информацию опровергают.
Терроризм с человеческим лицом?
В Днепропетровске не раз звучали взрывы. По данным газеты «Сегодня» из 10 резонансных ЧП, похожих на теракты, которые произошли с 1999 по 2012 год, в «мотивах преступления» только два раза указаны «социальные», все остальные мотивы «неизвестны».
Теракты случаются даже в самых мирных странах. Никто не говорит, что теракт 11 сентября свидетельствует о том, что спецслужбы США не работают. Теракты происходили и в США, и в развитых европейских странах, и в России. 3 мая из-за теракта, произошедшего в Махачкале, погибло 14 человек, более 80 ранено, из которых 14 находятся в тяжелом и один в крайне тяжелом состоянии. Среди пострадавших свыше 60 человек гражданских лиц.
В отличие от украинских терактов, тамошние приводят к значительным жертвам среди мирного населения. УНИАН приводит слова Петра Недзельского, бывшего полковника военной разведки, который анализирует почерк днепропетровского взрывника: «А тут как-то вроде и бабахнули, но не очень сильно, будто и террорист, но некий гуманный».
Можно назвать несколько общих черт взрывов в Днепропетровске:
не ставится цель покалечить как можно больше людей. В бомбах нет гвоздей, осколков, люди страдают только от осколков урн. Основная задача испугать и посеять панику;
никто не берет на себя ответственность за взрывы;
не находят организаторов терактов;
мотивы до конца не ясны, что создает почву для различных интерпретаций и версий.
Рейдерский захват Днепропетровска?
Интерпретаций действительно много. Они колеблются от политических до психиатрических. Можно выбрать любую по своему вкусу.
Некоторые политики обвинили власть в желании отвлечь внимание СМИ и международной общественности от дела Тимошенко. Курьезно, что взрывы происходят в ее родном городе, сразу связывая эти две темы. Некоторые говорят, что взрывы позволят властям «закрутить гайки», как это сделали американцы после терактов 11 сентября. Взрывы произошли накануне обсуждения и принятия в Верховной Раде определенных законодательных актов: законопроекта Колесниченко о противодействии экстремизму, а также законопроекта о мирных собраниях. Некоторые связывают взрывы с выборами омбудсмана. Ведь представители большинства, собравшись на внеочередное заседание Рады, под шумок якобы в связи со взрывами в Днепропетровске, на самом деле лишь привели к присяге «своего человека» новоизбранного омбудсмана Валерию Лутковскую.
Кто-то обвиняет партию «Свобода» и/или оппозицию в желании создать кризисную ситуацию в преддверии Евро-2012 и выборов. В условиях экономического кризиса, подрыв веры у населения в способность власти обеспечить хотя бы элементарную безопасность, может стать важным козырем в выборах 2012.
Экономическая версия, к которой склоняется МВД и СБУ, излишне глобальна: исходя из резонанса преступления, заказчики, видимо, стремятся к «рейдерскому захвату Днепропетровска». Криминальные разборки такого уровня говорят о значительности экономического пирога. Можно считать, что взрывы это результат борьбы производителей металлических урн с производителями бетонных урн (в результате взрыва бетонные урны во многих городах Украины заменены на металлические).
Возможно также, что конкуренты хотят подорвать финансовую эффективность Евро-2012. Но тогда остается выяснить, кто эти конкуренты, и начинать их раскручивать так же, как СБУ раскручивает партию «Свобода».
Некоторые народные избранники склонны к психиатрическим версиям событий. Для Валентина Зубова (заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны) первой версией является следующая: «... это действия психически ненормального человека или группы людей.
Я склоняюсь к этой версии, потому что условия жизни в Украине на протяжении последних 20 лет таковы, что психически ненормальных людей становится больше. Каждый нормальный человек, сталкиваясь с массой трудностей материального характера, становится ненормальным. Я думаю, что это сделали ненормальные люди, для которых нет грани между обычными акциями протеста и такими, что ставят под угрозу жизнь многих людей».
Действительно, один из днепропетровских террористов,
Существуют и совсем экзотические «международные версии». Например, «российский» и «еврейский» след. Первая версия рассматривает взрывы как результат разборок между днепропетровскими и московскими криминальными группировками за власть в городе.
Вторая экзотическая версия каким-то образом связывает со взрывами убийство Аксельрода, который был членом попечительского совета еврейской общины города. Имитация терактов осуществлена профессионалами спецслужб некоторых стран, и якобы направлена на скорейшее принятие украинским парламентом жестких законов о противодействии терроризму и экстремизму, аналогичных израильским.
А будет ли эпилог?
Версий много, но людей жаль, независимо от того, кто и по какой причине совершил эти преступления. Ни одна страна мира, даже самая высокоразвитая, не может сказать, что она полностью защищена от террористической угрозы. Остается либо молиться, либо, используя наработки борьбы с террористами, пытаться объединить общество в борьбе с этим злом. Хотя, лучше делать и то и другое.