Сквер на Пейзажной аллее на протяжении нескольких последних лет то и дело оказывается в центре внимания средств массовой информации. С одной стороны, повышенное внимание к уголку Киева радует, с другой в современном мире никогда и ничего не происходит просто так.
Пару недель назад взбудораженные общественные активисты собрались на Пейзажной аллее, чтобы не допустить незаконного, по их мнению, строительства. Предприимчивый Арсений Яценюк распорядился украсить аллею флагами своего «Фронта змин». Играла музыка, выступали защитники старого Киева, а группа радикалов прошагала с закрытыми лицами. Все соответствовало заявленному формату акции, кроме одного: стороннему наблюдателю так и не понятно, от кого пытались спасти Пейзажку и ставшего легендарным Кота-Сороконожку?
Неравнодушные граждане встрепенутся и напомнят, что были готовы не щадить живота своего в борьбе против МИДа, имеющего законное разрешение на строительства дома на Пейзажной аллее. Сознание так и рисует картину: в здании Министерства иностранных дел на Михайловской площади дипломаты после завершения рабочего дня меняют строгие костюмы на рабочие комбинезоны, садятся за рычаги бульдозеров и экскаваторов и бросаются в атаку на Пейзажку. Но в реальности ничего подобного не происходит.
И вот здесь возникает объективное желание без страстей и эмоций разобраться в сути вопроса.
Прежде всего, удалось установить, что еще в начале столетия МИД обратился к киевским властям с просьбой выделить место для строительства ведомственного жилья. Просьба для нашей страны вполне обыденная.
Город сам предложил министерству участок на пересечении Десятинного переулка и Пейзажной аллеи еще в 2004 году. Особо подчеркнем, что на тот момент эта территория относилась к зоне жилищной застройки. Дипломаты нашли подходящего инвестора и начали проводить подготовительные работы. Выполняя требования закона, МИД пригласил археологов, проведших все необходимые изыскания и давших добро на возведение дома.
Ситуацию омрачало наличие на участке двух десятков гаражей, собственники которых шантажировали инвестора будущего строительства, требуя компенсации в... 70 тысяч долларов за бокс. В то время за эти деньги легко можно было купить трехкомнатную квартиру в спальном районе Киева, но инвестор согласился. МИДовцам практически удалось найти компромисс с собственниками гаражей, расположенных на их участке Пейзажной аллеи.
К этим малым архитектурным формам мы еще вернемся. Обратим внимание на три нюанса. Судя по проекту дома, совершать акт варварства в центре Киева МИД не собирался. Ни о какой высотке речь не шла. Как раз наоборот министерство полностью учло в проекте требования города. В частности, в будущем доме должны были расположиться несколько музеев и книгохранилище, пешеходная зона была предусмотрена проектом строительства, предполагалось укрепление склонов аллеи.
Во-вторых, Пейзажка превратилась в арену постоянного противостояния гражданских активистов и представителей разных политических сил во времена президентства Ющенко.
В-третьих, с 2004 года ни один министр иностранных дел не отказался от ставшего проблемным земельного участка. Возможно, законность процедуры получения участка и учет всех требований города вселяли в них надежду, что компромисс с противниками застройки может быть достигнут.
За «оранжевую пятилетку» свои дивиденды на показной любви к Пейзажной аллее пытались получить с разной степенью успеха не меньше десятка политиков разного калибра. Например, столичный мэр Леонид Черновецкий в 2007 году провел через подконтрольный ему Киевсовет решение о расширении буферной охранной зоны ЮНЕСКО таким образом, чтобы в нее попала Пейзажная аллея. Леонид Михайлович, как и нынешний градоначальник, потом даже лично высаживал деревья на месте возможного строительства, не взирая на их шансы приняться политическая целесообразность была дороже. Заместитель Черновецкого Ирэна Кильчицкая утверждала, что к Пейзажной аллее есть интерес у Александра Турчинова, звучали и другие громкие фамилии.
Противостояние между «молодой командой» Черновецкого и «бютовцами» за право хозяйничать на Пейзажной аллее лишь маленькая часть конфликта.
Интересно, что как раз во время схватки земельных хищников (всем известно, что упомянутые политические силы имели пиковый интерес к столичной земле) на Пейзажке появились трогательные творения известного киевского скульптора Константина Скретуцкого.
По официальной версии, все это великолепие мозаичный слон, апрельский заяц, сиамские зебры, тридцатиметровая кошка-сороконожка и другие фантастические существа появились по инициативе жителей близлежащих домов, и из городского бюджета на их сооружение не было потрачено ни копейки.
Однако это только половина правды. Согласитесь, в условиях дикого рынка, в которых живет Украина, найти кругленькую сумму (талантливый Скретуцкий не является сумасбродным меценатом) на оперативное создание парка скульптур непросто. По странному стечению обстоятельств, до скульптур на участке МИД снова, теперь уже незаконно, появились гаражные боксы. И скульптуры прикрывают два десятка гаражей, расположенных аккурат на том месте, где должен был быть возведен дом.
А вот и еще одна аномалия как бы ни шумели гражданские активисты, протестующие против застройки Пейзажки, они упорно не доходят до злополучных гаражей, словно и нет их.
Ничего удивительного куда безопаснее противостоять мифическому строительству (ни котлована, ни свай, ни строительной техники), чем пытаться разузнать, кому принадлежат гаражные боксы. Даем подсказку: есть информация, что они используются в качестве складов предпринимателями с Андреевского спуска и приносят своему владельцу неплохой доход. Недавно в СМИ просочилась информация, что гаражами якобы владеет один из основных спонсоров Народной партии Украины, имеющий необходимые ресурсы для борьбы за лакомый кусочек столичной земли. Что ж, как говорил герой известной комедии Эльдара Рязанова, «все мы боремся за место под Солнцем в виде гаража!».
Таким образом, ситуация вокруг Пейзажной аллеи на поверку оказалась странной смесью спекуляций и вседозволенности, когда одни приватизируют право на правду, а другие вынуждены постоянно оправдываться.
МИД, доказывавший все эти годы и доказавший свою правоту в суде, стал заложником ситуации и спарринг-партнером для общественного мнения. Ситуация выглядит особенно абсурдной, если вспомнить, что внешнеполитическое ведомство никогда не пыталось мешать строительству сквера.
В возмущенном хоре утонули недавние публичные гарантии министра Грищенко, пообещавшего не только не вредить скверу, но и способствовать узакониванию его существования. Шефа МИДа никто не захотел услышать, ведь куда выгоднее повесить на его ведомстве табличку «Враги Пейзажки», чтобы потом воспользоваться моментом и забрать землю, при этом, как бы случайно, не снеся прибыльные гаражи.
Но надежда на победу здравого смысла всегда умирает последней, особенно сейчас, когда есть основания полагать, что пройдет совсем немного времени, и мы узнаем, кто реально стоит за этой СКВЕРной историей, и зачем ему война с МИДом за участок земли на Пейзажной аллее.