Закарпатье занимает особое место в мифотворчестве украинских националистов Галичины, стараниями которых затираются или вовсе исчезают целые исторические куски, радикально меняющие общественно-политический взгляд на этот традиционно пророссийский регион.
Одним из таковых кусков есть так называемая «украино-венгерская война», события и участники которой крайне неоднозначны. Примечательно, что в тогдашних боях с украинскими националистами отличились подразделения «русских фашистов», которые возглавлял Степан Фенцик.
Карпато-русский Муссолини
Племенник известного русинского писателя Евгения Фенцика Степан или Стефан, родился 13 октября 1892 года на территории Автро-Венгрии, в семье греко-католического священника. Молодой человек тянулся к знаниям и после окончания учебы в гимназии города Берегово, отправился грызть науку в университеты Вены, Будапешта и Парижа. В результате Степан был прекрасным специалистом в теологии и философии, прекрасно разбирался в музыке, знал 5 языков.
Воспитанный в любви к России, Фенцик активно сотрудничает с русскими общественными и православными организациями. Будучи скаутом, он стал соучредителем знаменитого Русского культурно-просветительное общество имени А. В. Духновича, которое создавалось в противовес украинствующей «Просвите». Общество было необычайно популярно в народе, пользовалось поддержкой, благодаря чему печатало русскоязычные книги и издало русскую грамматику для школ, которую не одобрило правительство Масарика.
Автономистские убеждения Степана Фенцика повлияли на то, что в 1919 году им была написана музыка гимна «Прикарпатский русин», нынешнее признание которого депутатским корпусом Закарпатья вызвал гнев современных националистов.
Статьи Муссолини Фенцик начал читать еще в Вене и стремительно становился сторонником новой идеологии. Активное сотрудничество с русской эмиграцией вывело на родоначальника русского фашизма Константина Родзаевского, который зачислил Фенцика почётным членом Российской фашистской партии. Таким образом, карпато-русский автономист-почвенник становился фашистом. «Наша эпоха выдвинула фашизм, фашизм явление новое, передовое, прогрессивное. Демократия одряхлела, обанкротилась. Ей на смену победно идет фашизм, как концентрация народных сил. Фашизм конструктивен. Его задача не разрушать, а строить!», писал вождь карпаторусов.
В 1935 году он создает Русскую национально-автономную народную партию (РНАП), которая одновременно исповедовала идеологию фашизма и русофилии, издавала свою газету Nash put «Нашъ путь». Любопытно, но партия на выборах набрала много голосов и Фенцик стал депутатом Законодательного собрания Чехословакии.
В фашистском журнале «Клич» было напечатано воззвание русских фашистов Закарпатья. «Не нужно нам никакого славянства! Мы русские и русскими хотим остаться. А кто старается отобрать у нас нашу русскость, тот наш враг, будь он славянин или нет».
Автономия любой ценой!
Депутатский пост раскрыл для Фенцика новые возможности для агитации и пропаганде русинского автономизма, которые по свидетельству исследователей инспирировались, в том числе и венгерской разведкой, с которой у Фенцика наладились связи. Кроме того, Степану помогала русинская диаспора США, куда «вождь» успел съездить.
Надо отметить, что чехословацкие правительства Масарика и Бенеша, не смотря на некую лояльность в отношении русской эмиграции, было на стороне «украинцев», оказывая им материальную и моральную помощь. Так в отличие от русинов, «украинцы» имели в Чехословакии три ВУЗа, методично осуществлялась «мягкая дискриминация» русских Закарпатья.
После Мюнхенского сговора возникли предпосылки для создания реальной автономии, однако русофилы И.Каминского и С.Фенцика, сопротивляющиеся официальной Праге, столкнулись с интересами украинофилов Августина Волошина, который придерживался прочехословацкой политической ориентации.
По сути Чехословакия перестала существовать, и тогда Русско-украинская Центральная Народная Рада Волошина, и Центральная Русская Народная Рада Каминского сформировали Правительство Подкарпатской Руси, куда в качестве министра вошел и Фенцик. Это выглядело победой, которая давала возможность реализовать задуманное. Новое правительство русофила Андрея Бродия 8 октября 1938 года объявило русский язык государственным языком Подкарпатской Руси, появились русскоязычные газеты и радиостанции.
Танк сичевиков
Однако вскоре практически всю русофильскую часть правительства, которых стали называть «мадьяроны», обвинили в провенгерской деятельности. Степан Фенцик скрывается в Будапеште, где начинает формировать боевые отряды. Когда по решению Венского арбитража 2 ноября 1938 года, к Венгрии территории Закарпатья, Фенцик возвращается с бойцами в Ужгород, где создает из скаутов Общества им. Духновича «Русскую Национальную Гвардию Чёрнорубашечников».
Британская газета Manchester Guardian так отреагировала на присутствие Фенцика в Закарпатье: «Пока венгерские подразделения выжидают на позициях и судьба Рутении остаётся неясной, сильное фашистское движение уже распространилось по всему краю. Его основатель и вождь доктор Фенцик... в публичной речи он заявил о своей цели организовать Рутению «в фашистскую пролетарскую систему». Спрошенный нашим корреспондентом, включает ли его фашизм также антисемитизм, он заявил, что по его мнению фашизм не обязательно должен быть антисемитским и то, что он хочет адаптировать свой фашизм к местным условиям и сделать фашизм «без террора».
Война и смерть
В Закарпатье начиналась война, в которой участвовали венгерская армия генерала Самботхели, отступающие в Румынию чехословацкие войска генерала Прхала, отряды украинской националистической «Карпатской Сечи» и боевые отряды Фенцика.
Сохранилось видео выступления Фенцика перед своими сторонниками, с призывами поддержать его бойцов и венгерских гонведов.
Как не странно, но главными противниками Фенцика были не столько чехи, сколько бандеровские формирования. Их смело можно именовать так, ибо в 1938 году в Закарпатье хлынули оуновцы, которым Волошин тут же предоставлял гражданство. Примечательно, что именно они были авторами и учатниками провокаций за которыми следовали жесткие акции чехов или венгров. Оуновцам был необходим боевой опыт и они стремились получить его здесь. Не зря в составе Карпатской Сечи проходили практику будущие начальник полиции Львова Эвген Верцёна, краевой референт ОУН Иван Кедюлич, член Генштаба ОУН Юрко Лопатинский. Начальником штаба Карпатской Сечи (по кличке Щука) был будущий гауптман Роман Шухевич, а общее руководство не обошлось без агента абвера, известного Рихарда Ярого.
Именно боевики Фенцика, бывшие скауты, прекрасно знавшие местность смогли не только неоднократно атаковать чехов, но и вести удачные боевые действия против украинских националистов у села Горонда, на горных перевалах, под Перечином, Иршавой и Севлючиным, на Копанском поле. Для «сечевиков» важнейшей задачей была добыча оружия, и чернорубашечники Фенцика стабильно срывали их боевые операции. Именно благодаря бойцам Фенцика был взят хорошо укрепленный Хуст.
Свои действия отряды Фенцика сопровождали агитационной работой. Так газета «Карпаторусский голос», распространяемая в населенных пунктах Закарпатья писала: «Зная враждебное к себе отношение всего карпаторусскаго населения, чехи за последние недели позволили прибыть изГаличины и из заграницы на Карп. Русь множеству украинских авантюристов, террористов-коновальцев и петлюровских гайдамаков. Эти бандиты поставлены во главу всех противо русских организаций, завели на Карп. Руси режим сечевиков с 1918 г. и расправляются с непослушным местным населением самым зверским образом. Карпатороссы ждут избавления со стороны Венгрии».
Боевые действия боевых групп Фенцика и сегодня находятся под покрывалом забвения, но судя по публикациям газеты Российского Фашистского Союза в Маньчжурии «Нация», события в Закарпатье крайне интересовали тогдашнюю аудиторию.
О степени неприязни и ненависти украинских националистов в отношении отрядов Фенцика, свидетельствуют резкие суждения заокеанской «западенской» диаспоры.
Как и стоило ожидать, мадьяры лишь вначале поддержали русофильские устремления Фенцика, который даже стал депутатом венгерского парламента. Некоторое время в Закарпатье наблюдались позитивные перемены, однако все вскоре прекратилось.
Даже РНАП вошла в состав какой-то венгерской партии и по сути исчезла с политического горизонта. Степана Фенцика ждала ожидаемая участь. По одной из версий его уничтожили чешские коммунисты, по другой, более вероятной, Степан Фенцик был расстрелян сотрудниками СМЕРШа.
Вот такая история возможного появления «русского Пьемонта» в Закарпатье, история противоречивая, история искусственно замалчиваемая.