После позорной сдачи Пущи-Водицы городские власти приступили к «разработке» нового зеленого клондайка днепровских островов, объявив свою активность очередным этапом развития города. Победителем конкурса стало таинственное румынское бюро, а реализация всего лишь проекта благоустройства растянута на целых
За это время жадная и беспринципная власть не только острова, весь Днепр успеет заасфальтировать и по желанию инвесторов превратить в паркинг или взлетно-посадочную полосу. Впрочем, главный градостроитель Киева утверждает, что категорически против застройки.
Конкурс «Днепровские жемчужины» был призван привести в порядок каскад самых соблазнительных островов в русле Днепра, среди которых Труханов, Жуков, Венецианский, Большой, Муромец, Долобецкий, Казачий, Ольгин. Большинство из них включены в природно-заповедный фонд с заказниками «Остров Жуков», «Острова Ольгин и Казачий», «Урочище Бобровня», «Муромец-Лопуховатый». Еще на старте конкурса экологов смутила непрозрачность его условий и невозможность ознакомиться с подробностями. В конкурсе могли участвовать любые проектные организации и бюро, которые на момент проведения имели хоть какую-то градостроительно-архитектурно-дизайнерскую активность. Это и насторожило: ведь подразумевалось желание организаторов не застроить острова, а сохранить их как рекреационную зону. «Нас водят за нос, заявили экологи, Киевские острова это заводь, леса, краснокнижные растения и животные, путь миграции птиц, водоохранная зона. О какой вообще архитектуре может идти речь? Любая застройка нарушит всю экосистему островов». Ученые считают, что серьезное вмешательство в существующую экосистему может спровоцировать наводнение: и тогда вода затопит не только перегруженные архитектурой острова, но и половину Левого берега.
Недавно, после утверждения генплана Киева до 2025 года, еще одна заповедная зона, Пуща-Водица, потеряла статус исторического ареала. Это означает, что теперь на этой территории вполне легально можно строить все, что угодно по соседству с уже существующими дачами и санаториями бывших и нынешних нардепов и министров. А всего за три года киевсовет умудрился раздарить бизнесу под офисы и резиденции несколько сотен рекреационных гектаров Жукова острова: были вырублены редкие деревья и подготовлены площадки под масштабное строительство, а когда началось расследование, оказалось, что застройщик прикрыт оффшорами.
Киевские острова просто медом намазаны и давно привлекают денежные мешки сомнительного происхождения. Не каждый европейский город обладает такими сказочными для инвестиций условиями: живописное место на реке прямо в центре города. Еще в 2004 году на Труханове собирались строить огромное казино. Недавно сам главный градостроитель Целовальник признался, что «серьезные люди» пытались подсунуть ему проекты застройки Труханова и Муромца киноконцертным залом на 6 тыс. мест, гостиницами и водо-моторными портами с хранилищем горючих веществ.
Чтобы от них отделаться раз и навсегда, победу в конкурсе отдали румынскому бюро Wolf House Productions + Gabriel Pascariu, которое обогнало с проектом «Голубая линия» 70 стран-участниц, предложив постепенное окультуривание островов. Проект предполагает соединить их плавучими мостами, выложить пешеходные дорожки, на одном острове высадить ботанический сад, на другом поставить колесо обозрения и аттракционы, на третьем построить выставочный комплекс. Весь план разбит на три этапа, а закончить проект собираются через
Идея симпатичная, но зачем на восстановление и легкий мэйк-ап Киеву требуется
Настораживает и беспрецедентная скрытность победителей. Поисковики не спешат показывать профессиональные вехи румынского бюро, портфолио реализованных проектов, клиентов. На официальном украинском сайте конкурса о победителе тоже нет информации. Минимум одна компания с названием Wolf House Productions существует, но к румынскому бюро она явно не имеет отношения. Ею владеет некий Джеймс Джеймсон. Джеймс-Джеймсонов в мире много, но поисковики больше всего любят одного из них инвестора во все, что движется на территории развивающихся стран, в том числе Восточной Европы и Казахстана.
Не слишком ли много вопросов?