Одним из самых ярких явлений нулевых был Виктор Черномырдин. Отвечая как-то на поставленный ему вопрос, Черномырдин сказал: «Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать? Я бы не хотел сейчас говорить о причинах, что произошло именно вот в это время. Я не любитель, никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой»...
Вслед за Виктором Степановичем скажем: пусть кто-то другой даёт оценки его деятельности, не перед нами стоит эта задача. Тем более, помня его слова, что «Мы всегда можем уметь». Но в то же время поступает кто-то «правильно или неправильно это вопрос философский».
Абсолютно прав был он, когда говорил, что «Нам нет необходимости наступать на те же грабли, что уже были», подразумевая, видать, грабли, побывавшие под ногами у других. Мы же не станем наступать на грабли, проткнувшие ступни пытавшихся умничать на эту тему. Прав был и тогда, когда заметил: «Сейчас что-то много стало таких желающих всё что-то возбуждать. Всё у них возбуждается там. Вдруг тоже проснулись. Возбудились. Пусть возбуждаются».
Но мы не будем следовать дурному примеру, тех, кто возбуждается. Гавкать на слонов неблагополучное занятие. И это вовсе не потому, что «где-то мы чего-то там, сзади все чего-то побаиваемся». А потому, с одной стороны, что понимаем (как он учил): «Не надо умалять свою роль и свою значимость». Но, с другой стороны, «это не значит, что нужно раздуваться здесь и, как говорят, тут махать, размахивать кое-чем». Обычно так делают интернет-любители, закосившие под «экспертов», постоянно демонстрирующие своё «знание места, где правда закопана», и раскладывающие людей на «друзей» и «врагов» русского народа и России.
Горе-критики, загадившие интернет-пространство как мухи абажур, в поисках «виновников всех бед» осуждают всех и вся. Только в себе эти святоши не ощущают никакой вины. Сотрясая пространство воплями о своей «русскости», они призывают к объединению, сами ничего для этого не делая, потому что цель у них иная: гадить. Как метко охарактеризовал проблему существования таких свински верещащих «патриотов» Черномырдин, «У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный». И если у кого-то из них не сложилось стать «главным русским» или «лидером соотечественников», они заняли «должности» главных критиков, изображая из себя едва ли не «святых и мучеников за правду». Они клевещут и изрыгают обвинения в адрес российских чиновников и «злокозненных баблотыров»... И всемирное зло, и тайное мировое правительство, все виноваты, и вина всего окружающего мира единственное оправдание ничтожному существованию критиканов, жаждущих прославиться любым способом.
Год назад умер большой человек. А мы, маленькие, остались. С нашими вопросами, проблемами, ответственностью...
Он большой кусок нашей истории. И от этого, как в народе говорят, никуда не денешься.
В ноябре 2011 г. исполнился год со дня смерти Виктора Степановича Черномырдина (9.04.1938 3.11.2010) советского и российского хозяйственного и государственного деятеля, Председателя Совета Министров Правительства РФ
22 ноября, Президент РФ издал указ об увековечении памяти Черномырдина. На основании распоряжения, со следующего года будет учреждено 10 персональных стипендий им. Черномырдина для студентов Московского государственного открытого университета, названного в честь Виктора Степановича. Также планируется, что его имя будет носить один из строящихся сейчас кораблей, на государственные средства будут опубликованы мемуары Черномырдина «Время выбрало нас», а в 2013 г., к
Всё буквально по слову ЧВС, мудро подметившего: «В нашей жизни не очень просто определить, где найдешь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретешь, и как следует».
Виктор Степанович однозначно был личностью неординарной, человеком ярким, запоминающимся острословом. Поэтому, к годовщине со дня смерти самого, образно говоря, «долгоиграющего» российского посла на Украине, равно как и самое продолжительное время руководившего российским правительством в постсоветское время, я решил провести микро-акцию памяти и опубликовать подборку его известных выражений.
Согласитесь, много стоит, например, такое: «Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!» Услышав, или прочитав это, просто физически начинаешь ощущать, как они хотят...
И политики, и общественники, и просто граждане не должны об этом забывать. Особенно политики, о которых ЧВС очень метко заметил: «Ну столько грязи, столько выдумки, столько извращений отдельных политиков. Это не политики, это... Не хочется мне называть, а то сейчас зарыдают сразу».
Кому-то покажется, что высказывания Виктора Степановича уж больно саркастичны, юмористичны, или даже «простолюдинские» какие-то, как для такого «тяжеловесного» государственного деятеля, каким он был. Но ЧВС был человек глубоко вразумленный. В его афористике нет никакой кичливости, но сквозит чувство уверенности, фундаментальной личностной силы:
«Что говорить о Черномырдине и обо мне?» ... «Ну, Черномырдин говорил не всегда так складно. Ну и что? Зато доходчиво. Сказал и сразу все понимают. Ну, это мой, может быть, стиль. Может я не хочу сказать, что самый правильный, но очень понятный и доходчивый. А это нужно сейчас».
И поэтому вполне закономерно в его устах прозвучал призыв ко всем нам: «Я ещё раз просто одно: давайте говорить на нормальном языке!». Хочется добавить только: на языке России, на русском.
Двенадцать высказываний ЧВС:
Вы посмотрите всё имеем, а жить не можем. Ну не можем жить! Никак всё нас тянет на эксперименты. Всё нам что-то надо туда, достать там, где-то, когда-то, устроить кому-то. Почему не себе?! Почему не своему поколению?! Почему этот, как говорится, зародился тот же коммунизм, бродил по Европе, призрак, вернее. Бродил-бродил, у них нигде не зацепился! А у нас пожалуйста! И вот уже сколько лет под экспериментом...
Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит.
Переживём трудности. Мы не такие в России россияне, чтобы не пережить. И знаем, что и как надо делать.
Произносить слова мы научились. Теперь бы научиться считать деньги.
Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберём в одно место.
Изменений, чтобы дух захватывало, не будет. Иначе, чтобы кому-то что-то делать, нужно будет у другого взять или отобрать.
Мы выполнили все пункты: от А до Б.
А кто попытается мешать о них знаем мы в лицо! Правда, там не назовёшь это лицом!
Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?
Вино нам нужно для здоровья. А здоровье нам нужно, чтобы пить водку.
Мы будем уничтожать наше ядерное оружие вместе с Америкой.
Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче.