Грядущие президентские выборы в США, судя по всему, будут лишены особой интриги. Всему виной кризис государственной экономики, вынуждающий Барака Обаму смириться с ролью неудачника и не питать лишних иллюзий по поводу второго срока президентства.
В свою очередь, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, вопреки «never say never», заявила, что больше никогда не будет баллотироваться в президенты, дескать, «с меня хватит, я устала, хочу отдохнуть».
Таким образом, американские демократы сдаются практически без боя. Видать, надвигающиеся экономические проблемы настолько страшны, что даже инстинкт сохранения власти отказывает. Обаме с лихвой хватило экономического «головняка» последних трех лет, а впереди может быть ещё хуже. О том, что в обозримом будущем доллар рухнет, не говорили разве что самые ленивые эксперты. Занимать должность президента в тот период, когда национальная валюта терпит крах, никому не пожелаешь. Вот и физически крепкий, но политически мягкотелый Обама не хочет себе этого желать, за год до выборов почти отказываясь от президентских амбиций.
Стратегия американских демократов предельно ясна. Нужно на время уйти. Подождать, пока новый президент-республиканец победит кризис. А потом, когда экономические страсти улягутся, вернутся и вступить в активную борьбу за голоса избирателей. К этому времени в обществе обязательно назреет массовое недовольство воинственной внешней политикой президента-республиканца, а на этом фоне будет легче победить на выборах и снова занять Овальный кабинет.
Здесь, конечно, можно было бы выдвинуть версию, что Обама, признавая себя неудачником, пытается вызвать у народа чувство жалости, сочувствия и, как следствие, поддержки. Мол, «иди, наш милый, снова в президенты, мы тебе поможем, а с кризисом выкрутимся как-нибудь сообща»…. Но в это слабо верится. Не по-американски как-то.
На президентских выборах 2012 года, вполне возможно, победит республиканец Рик Перри. Он уже 11-й год губернаторствует в консервативном и «нефтяном» Техасе. Ему 51 год. Образ Перри идеально подходит для роли «президента-спасителя». Это полный политической решимости «деятельный управленец». Это - «твердый кулак», готовый врезать любому, кто хотя бы косо посмотрит на Америку.
Уже сейчас Перри ратует за полную энергетическую независимость США от других стран. Для этого, по словам Перри, нужно увеличить добычу нефти и газа. И здесь республиканец полностью обогрет поддержкой его родного Техаса, Аляски, Оклахомы и других штатов, богатых на энергетическое добро.
Если Перри победит на президентских выборах, внешняя политика США, несомненно, ужесточится. Республиканцы всегда любили это дело. Щадить никого не будут: ни старых внешних врагов, ни новых. «Старые» враги – это, в первую очередь, мусульманские недруги США, а новым (хорошо забытым старым) врагом Белого дома может стать… Кремль, в котором будет восседать уже не хилый Медведев, а агрессивный альфа-самец Путин. На первых президентских порах и Перри, и Путину будет выгодно отвлечь население от злободневных проблем в пользу внешних угроз. Иными словами, перспективы возрождения холодной войны весьма очевидны. Стоит полагать, эта война будет в основном информационной.
Но если Перри не справится с кризисом, никакая внешняя политика не поможет ему удержать электорат. Поэтому новому главе Белого дома придется основательно перепахать государственную экономику. Первый шаг Перри уже сделал, недавно помолившись в Хьюстоне с 30 тысячами соратников о выходе США из кризиса…
На что намекает история?
В период одного из самых затяжных в истории капитализма кризиса 1873-1878 гг. Америкой правил республиканец Улисс Грант. Сейчас трудно судить, насколько успешно Грант справлялся с экономическим коллапсом, но, как бы там ни было, после его ухода американцы продолжали доверять президентское кресло республиканцам ещё 8 лет (с 1877 по 1881 – Резерфорд Хейз, с 1881 по 1885 – Честер Артур).
Из финансового кризиса 1920-1922 гг. выпутывался снова-таки президент-республиканец. Его звали Уоррен Хардинг. После его смерти в 1923 году граждане США ещё дважды выказывали поддержку кандидатам в президенты от республиканцев (в 1923 – Калвину Кулиджу, в 1929 – Герберту Гуверу).
Республиканец Рональд Рейган благодаря своей «рейганомике» победил экономический кризис 1980-1982 гг. Это позволило уже другому республиканцу, Джорджу Бушу-старшему благополучно сменить Рейгана на президентском посту в 1989 году.
Как мы видим, республиканцы умеют вытаскивать страну из экономических спадов и успешно передавать президентскую эстафету своим соратникам по партии. Но порой у президентов-республиканцев возникала одна и та же проблема: как только они вытаскивали Америку из одного кризиса, судьба незамедлительно посылала им новые экономические испытания, перед лицом которых республиканские лидеры зачастую оказывались бессильны. И уже тогда спасать страну приходили президенты-демократы. Так было, когда лечить Америку от Великой депрессии пришел демократ Франклин Рузвельт, сменив на президентском посту республиканца Герберта Гувера в 1933 году.
Здесь и 80-е можно вспомнить. Рейган за 8 лет своего президентства преодолел последствия экономического кризиса 1980-1982 гг., но к концу 80-х образовались новые экономические опухоли: дефицит бюджета и большие государственные долги. Рейгановскому преемнику Джорджу Бушу-старшему существенно изменить хоть что-то в лучшую сторону не удалось. Все эти проблемы достались в наследство демократу Биллу Клинтону, победившему на президентских выборах в 1993 году.
Ситуация, в которой сегодня оказался Обама, напоминает политическую судьбу 39-го президента США Джимми Картера. Обоим президентам предшествовали восьмилетние этапы президентства республиканцев. У Картера очень туго получалось стабилизировать ситуацию после кризиса 1974-1975 гг., а у Обамы не менее туго обстоят дела с экономическим спадом последних лет. Картеру не удалось справиться с пагубным влиянием взлета цен на нефть, ростом инфляции и уровня безработицы. Не то же ли самое мы наблюдаем в США сегодня? Для Картера первый срок президентства оказался последним. Обаме, судя по всему, такой участи тоже не избежать. После Картера республиканцы удерживали президентскую власть 12 лет. Не исключено, что вероятная победа Рика Перри на выборах в 2012 году откроет новую страницу продолжительного пребывания республиканцев в Белом доме.
Если Перри станет Президентом США, не заставят себя долго ждать первые шаги жесткого внешнеполитического курса. Это – генетическая склонность республиканских лидеров. Посудите сами. При Рейгане Америка принимает активное участие в миротворческой операции в Ливане (1982-1984), вторгается в Гренаду (1983-1985), развязывает новый виток противостояния в Холодной войне с «империей зла». При Буше-старшем США воюет в Персидском заливе (1990-1991) и вторгается в Панаму (1989-1990). При Буше-младшем – антитеррористическая операция в Афганистане (активная фаза в 2001-2003, продолжается поныне) и миротворческая операция в Ираке (2003 – по сей день). Короче, как мы видим, американские республиканцы – ребята воинственно прямолинейные.
«Гудбай, Америка, где я не буду никогда»
Перспектива победы республиканского лидера на выборах в США 2012 года не сулит Януковичу ничего хорошего. Республиканцы не станут мириться с внешнеполитическим баловством украинского Президента. Приезжая в Словакию, Янукович говорит, что во имя евроинтеграции нужно идти практически на все, а в своем родном Донецке, лаская слух Медведева, просит Запад не лезть во «внутренние дела Украины». Все эти дешевые номера с американскими республиканцами не пройдут. Если Виктор Федорович собирается дружить с Америкой, во главе которой будут стоять республиканцы, то ему придется сделать внятный геополитический выбор: евроатлантизм (а не просто евроинтеграция) или евразийство. Выбор в пользу второго американские республиканцы Януковичу не простят, и о всяческой помощи со стороны США можно забыть. Содержание последней встречи президентов Украины и России в Донецке говорит нам следующее: о плодотворном сотрудничестве и партнерстве с Америкой можно начинать потихоньку забывать уже сейчас.