Первые итоги нового украинского шоу «Холостяк»: люди отсеялись, а в сухом остатке осталась Высшая лига соблазнения с одиночными вкраплениями влюбленности.
Очередной проект СТБ по достижению личного счастья на конкурсной основе, одновременно и повеселил (ну вот, и сюда добрались, не охваченной осталась только тема: «А кто быстрее склеит ласты?») и заставил задуматься: «А возможно ли достижение счастья по указке и в принудительно-обязательном порядке, находясь в изолированном от внешнего мира террариуме, заполненным искусственно отобранными и специально психологически подготовленными особями противоположного пола?»
Сразу должна оговориться, что шоу пока удается. И хотя динамика сюжета искусственно замедленна, но за счет сочности визуального ряда, востребованности и актуальности темы понимания внутренней логики принятия решения по такому сакраментальному вопросу как семейное счастье и хорошими инвестициями в проект, рейтинг множится, а напряжение и зрительский интерес нарастают.
Немалая доля успеха телепередачи вызвана личными качествами главного героя. Жених действительно хорош. Хорош собой, хорош воспитанием, хорош своей силой воли и материализованным в активы умением реализовывать свои желания в реальной окружающей жизни, но главное, очень хорош проявлениями внутреннего благородства и своей (по крайней мере, пока) искренностью желания найти свое человеческое счастье, пусть и таким экстравагантным путем.
На первый взгляд сценарный план, предложенный режиссером и сценаристами, в целом повторяет условия реальной жизни: мы все живем в клетке собственных социальных контактов и выбор будущего партнера, как правило, осуществляем из зачастую скудного набора достижимых вариантов, доступных нам по итогам собственных усилий по поиску желаемого объекта. А так как жених не плох, подберем-ка ему видных украинских красавиц, а для обеспечения динамики и накала страстей, выберем их из числа претенденток с непростыми жизненными историями.
Однако есть несколько «но», подвергающих сомнению чистоту телевизионного эксперимента и превращающих шоу в фарс.
Факт первый: миллионная аудитория и слишком высокая социальная оторванность объекта воздыхания от выбранной целевой аудитории потенциальных невест, что оценивается участницами как «первый и единственный шанс» вырваться в «большие люди».
Факт второй: материальный достаток главного героя категорически избыточен для представленной в проекте украинской «фемиаспоры», что избыточно стимулирует корыстный аспект и переводит конкурс за семейное счастье в конкурс за деньги «любой ценой».
Факт третий: построение серьезных отношений невозможно без сексуального контакта (секс-экскурсии), но при существующем формате телевизионного шоу это недопустимо, как по морально-этической причине (ибо получится либо теле-бордель, либо неконкурентное соревнование), так и в силу исторически сложившегося «целибата» прайм-тайма.
А вывод на ум приходит пока только один: как же успешные люди несчастливы, если обладая колоссальными достижениями и значительным материальным достатком, вынуждены, на глазах 48 миллионов, участвовать в карусели свиданий с подобранными «телевизионными зоотехниками» репродуктивно-активными партнершами.
Так вот он какой, оказывается, этот всеми «вожделяемый» публичный успех, что достигается исключительно через материальный достаток, социальную популярность или социо-востребованную профессиональную реализацию, которые, как оказывается, не только не гарантируют достижение счастья, но и наоборот, делают его практически недостижимым.
Ну и как тут не пожалеть наших олигархов и миллионеров, вкупе с артистами и футболистами? Ведь не секрет, что заработанные деньги или достигнутое социальное положение автоматически превращают «ныне успешных» в объекты перманентной сексуальной агрессии, а соблазн приобщения к славе и богатству вынуждают потенциальных или существующих избранниц (да и избранников, зачастую) непрерывно и мастерски лицемерить ради занятия (или сохранения) роли жены или мужа такого завидного объекта «сексуального инвестирования».
Да и наши бабы, еще те! Они действительно готовы хотеть любить. Правда, преимущественно готовы хотеть, но не готовы любить. И за это «хотеть», если надо будет, так способны сыграть восторженные чувства богатому и знаменитому, что впору ему искать свою половину среди тех, кто его абсолютно не знает и не расталкивает конкуренток локтями, выплескивая эмпатию полным ведром на голову избранника.
Пожалеть-то успешных можно, но стоит ли? Мы все получаем от жизни только то, что заслуживаем на самом деле. То, что наиболее соответствует нашему внутреннему миру, но не умозрительному или наведенному другими людьми, а истинному, расположенному порой глубоко за пределами осознаваемого личностью.
А что делать в столь экстремальной и скоротечной процедуре, как телевизионное шоу? Можно ли сделать правильный выбор в таких условиях? Как ни странно, это тоже возможно. Вероятность, что главный герой найдет то, что он хочет, - есть, вот только найдет ли он свое счастье? А вот это под большим вопросом.
Лично мне пока верится, что главный герой шоу «Холостяк», видя перед глазами пример своих родителей и на свой шкуре испытав все прелести и тернии пути устройства в развитом капиталистическом обществе, в том числе и вкусив славы оглушительной американской популярности метнулся на историческую родину не столько от неудачи в отношениях, сколько в поисках душевного тепла и простой человеческой любви. Когда он нужен не за деньги или славу, а за то, что его любят.
Вот только конкурс невест, пусть и на родине, это ни как не гарантированная дорога к счастью. Поиск своего партнера это не выбор лучшей по «вышиванию крестиком» или «босико-пробежке по морозу», а Украина уже давно не «заповедник гоблинов», в котором в каждой девушке сохранились и живут глубокие искренние отношения и чистота чувств.
Да и партнера ведь не только необходимо найти (а не подобрать по шаблону), его необходимо еще полюбить и стать любимым, ибо без этого двое людей так и останутся двумя одиночками, объединенными общей крышей и совместным имуществом. Сложно? Да. Но в тоже время и просто. С любимым человеком легко и не скучно, весело и интересно. А искать свою половину необходимо по внутренним ориентирам, с четким понимание обязательности последующей совместной жизненной эволюции.
Хотя начинать, конечно, необходимо с самых простых ощущений.
Вот и в передаче «Холостяк», та же история. Если в начале шоу мы видели достаточно поверхностный первичный отсев по формальным сравнительным характеристикам, когда наблюдалась определенная хаотичность в выборе (хотя выбор такого, на первый взгляд, переборчивого жениха, после углубленного знакомства с удаленными претендентками, становился более чем понятным), то, начиная с третьего выпуска телепередачи, когда ответственность стала зашкаливать, начали доминировать глубинные установки личности героя, а выбор стал более прозрачным и начались прослеживаться закономерности.
Все дело в том, что в сложных условиях необходимости оперативного принятия решений, в ход вступают базовые инстинкты личностного выживания. Логика, не способная успеть за подобным обилием новой информации, на этом этапе уступает место интуиции, и в дело вступают базовые настройки личности и по выбору все лучше просматривается внутренний мир выбирающего. Но ведь наблюдаемые всегда влияют на своего наблюдателя! Помните, как там было у Ницше, про бездну? А люди это ведь тоже бездонные миры…
Так что ждет нас увлекательное путешествие в мир наиболее глубоко спрятанных внутренних мотиваций нашего героя, его тайных желаний и установок, которые не смогут не отреагировать на «бездны чувственной женственности», сокрытые в уже отобранных кандидатках на роль будущей жены и матери его детей. А вот найдет ли главный герой по итогам своего безрассудства (а что это как не безрассудство, готовность обещать руку и сердце победительнице конкурса «А ну-ка девушки!» – это же жизнь, а не «чернетка») настоящее счастье или только его красивую видимость, мы, скорее всего, узнаем не скоро, если узнаем вообще. Но, как говорили мудрые: «И воздается нам, по делам нашим, - без жалости, без сожаления, без сострадания…».