В 2011 году на создание так называемого электронного правительства планируется потратить до 100 млн. грн. Об этом в интервью одному из интернет-ресурсов обмолвился бывший вице-премьер-министр, председатель Агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Владимир Семиноженко.
Также чиновник аргументировал (стоит отметить – весьма убедительно) пользу автоматизации госуправления и предоставления различных услуг населению.
Проект, по мнению Семиноженко, будет выгоден не только льготникам и пенсионерам, а также и бизнесу – мол, любому предпринимателю выгодно свести к минимуму общение с чиновничьим аппаратом и глупыми бюрократическими процедурами. По словам чиновника, уже разработана стратегия электронного управления страной, где четко сказано, как нужно осуществлять информатизацию на всех уровнях – обеспечивать электронную демократию, ликвидировать цифровое неравенство, делать электронное правительство. Разработано также законодательство, нацеленное на стимулирование развития науки и инноваций, сделаны важные шаги в международном сотрудничестве.
В то же время, председатель Агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации весьма осторожен в прогнозах, когда же все эти прекрасные планы воплотятся в реальные достижения, применимые на практике и в госучреждениях, и в повседневной жизни украинца. «Есть план действий, пилотный проект в рамках работы созданного Национального центра электронного управления, апробация по многим областям... Но гарантировать бурного развития событий пока я не могу», - говорит Семиноженко.
Обещанного ждут. Но сколько?
Очевидно, что создание чего-то нового (особенно – высокотехнологичного и наукоемкого) в Украине неизбежно сопряжено с возможностью для чиновничьего аппарата нагреть руки на бюджетных деньгах, выделенных под очередное «благое дело».
Тонко намекает на коррупционную препону для создания электронного государства и Семиноженко. «Стратегия электронного управления страной, которая была принята впервые за столько лет, принималась очень нелегко. Это было столкновение самых разных предложений и серьезной борьбы вокруг того, кто и как найдет свое место в электронном управлении страной. Включая и лоббистские группы», - пространно размышляет о перспективах информатизации страны бывший вице-премьер-министр.
Парадокс ситуации очевиден. Не так давно еще один чиновник, вице-премьер действующий, - Сергей Тигипко – заявил о намерении правительства всесторонне поддерживать отечественную IT-отрасль. Он выразил мнение, что эта отрасль станет одной из наиболее перспективных в ближайшие десятилетия, и Кабмин, надеясь на это, намерен предоставить украинским разработчикам налоговые льготы.
Соответствующий законопроект уже существует и рассмотрен на заседании рабочей группы при участии Комитета информационных технологий ЕБА, ассоциации «IT-Украина», Госкомитета по вопросам науки, инноваций и информатизации. Так в чем же парадокс? А в том, что лидеры отечественного рынка информационных технологий вынуждены работать на экспорт, ведь на родине их разработки часто остаются неоцененными. Годовой объем экспорта украинского IT-продукта, по словам Тигипко, составляет свыше $1 млрд. в год.
Тем временем, пока чиновники разрабатывают стратегию построения электронного государства и убеждают общественность в том, какую неоспоримую пользу принесет его создание, некоторые особо пронырливые деятели уже определили собственную пользу, которую можно извлечь из этого проекта. Несмотря на наличие наработок в сфере электронного управления (успешные проекты, которые функционируют в разных регионах и ведомствах, вполне могут стать основой для электронного государства в масштабах страны), нашлись такие, кто смотрит в сторону зарубежных разработок.
«Наша Раша» от украинских чиновников
Например, бывший замминистра финансов Александр Шнипко, который, судя по всему, лоббирует интересы российской компании «Ситроникс», имеющей на родине весьма неоднозначную славу. По некоторой информации, Шнипко «расписал» с участием этой компании бюджет на внедрение в Украине электронной социальной карты, которая должна стать одной из важнейших составляющих электронного государства.
Одному из руководителей «Ситроникс», Дмитрию Гаеву – он был главным конструктором провального проекта «Социальная карта москвича» и руководителем Московского метрополитена - в настоящее время «светит» тюремный срок за превышение служебных полномочий и незаконное присвоение многомиллионных сумм. Несмотря на такое опальное положение, российская компания явно имеет амбиции относительно зарубежных рынков. И украинского, тем более что поддержка лобби была очевидной.
Ныне уволенный Шнипко, скорее всего, вообще не стесняясь, лоббировал интересы россиян. А чем, скажите, еще можно объяснить тот факт, что в состав межведомственной рабочей группы украинского правительства был включен гражданин РФ, вице-президент компании «Ситроникс» Борис Вольпе? В то время как ни одного представителя отечественных айти-компаний, интересы которых собирается поддерживать Кабмин, в составе этой комиссии не было… Очевидно, подобные действия совершались с подачи Шнипко не просто так.
Мы и сами с усами
Видимо, Шнипко и ему подобные не в курсе, что Украина обладает всеми ресурсами для того, чтобы создать электронное государство, учитывая особенности страны и ментальности населения. Скорее, именно последняя стала причиной тому, что проект обсуждается 15 лет, но единой государственной концепции не разработано.
«Должна быть сеть, к которой каждый человек по социальной карточке, ID-карте, электронному паспорту сможет подключиться и посмотреть, какая у него начислена пенсия, оплатить коммунальные платежи и т. д. Это все – наполнение реального решения, которое не было достигнуто за последние 15 лет, когда начала обсуждаться информатизация страны», - таково видение электронного государства у Владимира Семиноженко.
К слову, председатель Агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации вполне красноречиво обозначил свое отношение к России и ее достижениям, заявив, что для Украины РФ является не более чем колонией. «Российский вектор нам необходим в экономическом плане как никакой другой, – был, есть и будет. Не из-за газа (мы его сжиженным можем покупать в Северной Африке скоро), а потому что это – единственный рынок для нашей продукции с высокой добавочной стоимостью. Россия поставляет газ и нефть, а взамен получает высокотехнологические товары. Это означает, что для нас Россия – колония: они дают сырье, а мы – готовую продукцию», - сказал Семиноженко.
Следуя этой логике, в российских разработках электронной продукции Украина уж точно не нуждается, и вполне может обойтись собственными силами, создав адекватную систему цифровых отношений государства с гражданами.
Главное, чтобы проект создания в Украине электронного государства не превратился в очередную долгоиграющую схему воровства бюджетных средств и лоббирования интересов различных компаний. Вопреки здравому смыслу и без проведения тендеров на участие в проекте.