Как много интересного в окружающем мире. Вчера, совершенно неожиданно, наткнулась на удивительное стихотворение Юрия Рудени, о жизни, творчестве и творении. Джоконда Леонардо в нем и повод, и объект, и декорация.
И тут же вспомнилась мне статья другого уважаемого автора, в которой маститый и широко известный в узких кругах специалист трепетно-настырно препарирует всемирно-известную улыбку кисти всемирно-известного художника.
Чего я только не познала из этого художественно-анатомического анализа! Например: «подбородок (он) имеет своей женой нижнюю губу (она), в свою очередь верхняя губа (она) своим мужем имеет нос (он). Соединив в ощущении эти пары, мы обнаружим, что на нашем лице уж появилась лёгкая улыбка».
Или: «Щёки – тоже парные по количеству, оттого в более активной правой щеке проявлено мужское начало, а в менее активной левой – женское. Их совместное «звучание» как бы их уплотняет и подтягивает. При этом каждая щека (она) имеет своего муженька – висок (он), а уже их соединение окончательно «прорисовывает» овал нашего лица».
Я конечно, не являюсь крупным специалистом по живописи или по наследию Леонардо да Винчи, но анатомию еще помню и ничего принципиально нового в конструкции портрета увидеть не смогла. Анатомически портрет полностью (без наглядных аномалий) выдержан в соответствии с доминирующим типажом homo sapiens, да и поводов для смелого вывода о том, что: «Ведь та концентрация, прежде всего, душевной деятельности Леонардо, выраженной в каждом микроне этого, без преувеличения, космогонического полотна, наряду с несомненным сходством пропорций лика Мастера и его Творения, позволяет утверждать, что перед нами живой портрет просветлённой души Леонардо да Винчи!», тоже как-то не углядела.
На мой неискушенный взгляд, - перед нами красивый портрет некрасивой, по современным меркам (да и по меркам тех времен так же), молодой женщины. Вот только ощущение разлитой по полотну гармонии завораживает и впечатывается в память. Такое впечатление, что улыбка Моны Лизы живет своей отдельной жизнью. И, что самое интересное, она не забывается, а наоборот, наиболее ярко и первая всплывает в памяти.
Странная и невероятно сложная техника письма и редкостный дар художника заставил задуматься, а в чем секрет этой улыбки? Только ли в умении накладывать десятки слоев глазури, как утверждают искусствоведы?
А стихотворение позволило посмотреть на портрет через призму настоящего. И вы знаете, поймала себя на мысли, что где-то я уже видела такую улыбку. Видела в жизни. В метро или в супермаркете. На улице или в маршрутке.
Я начала приглядываться к окружающим меня людям. И что Вы думаете, я ее нашла! Нечто похожее проявляется на лицах счастливых беременных женщин, когда у них во взгляде доминирует триумф материнства.
И на ум пришел интересный вывод: на мой взгляд, Леонардо да Винчи сумел своим гениальным даром живописца запечатлеть на холсте базовую эмоцию человеческого счастья, - состояние тихой радости от удовольствия Жить.
Улыбка Джоконды это то, как должны выглядеть люди – мужчины и женщины в промежутках между проявлениями тех или иных эмоций. Если человек счастлив, а сердце его наполнено Любовью, то вот тогда и поселяется на лице такая неуловимая глазу, но впечатывающаяся в память и излучающая тепло и любовь полуулыбка гармонии жизни.
Так выглядит Любовь в человеке. Любовь к себе и к жизни. Любовь к близким и далеким людям, Любовь к природе, небу, звездам. Любовь к Любви и к Человеку.
И так грустно мне стало на душе, когда посмотрела я на наших людей…
Так мало среди них счастливых! И так много агрессии, злости, зависти, надрывной радости, - этих бурлящих эмоций страха, бьющих через край и выплескивающихся тебе на встречу тысячей лиц…
Люди! Берегите себя! Будьте счастливы! Ведь Счастье - это состояние души, когда в сердце Любовь, а не новый Хаммер…
С праздником Вас, дорогие женщины и уважаемые мужчины - с Международным Женским днем 8 Марта.
Улыбайтесь улыбками классиков в этот день! Леонардо да Винчи плохого не посоветует!
P.S. А что касается визуального сходства героини портрета с автором полотна, то скорее всего, учитывая отношение Леонардо к этому портрету, перед нами обыкновенная (образца 15-16 веков,- ну не было тогда Поляроида, вот и приходилось, дабы сохранить память о любимых, писать их портреты маслом) фотография внебрачной дочери от любимой женщины (не случайно это произведение написано на пятом десятке лет!), и хотя, судя по просмотренным источникам, Леонардо не слишком повезло с женщинами, настоящая Любовь в его жизни была, – иначе бы он не мог творить ТАК!