Быть может и на короткое время, но спикер Литвин побывал в роли главного человека в стране. Кстати, не впервые…
Когда голосование по кандидатуре Юрия Еханурова провалилось, большинство наблюдателей выдохнуло: все, это была последняя капля, авторитет Президента едва ли не окончательно посрамлен. Но капля оказалась не последней – во многом благодаря тому, кого уже назначенный премьер-министр поблагодарил лично. А именно, дорогого нашего спикера Владимира Михайловича Литвина, хотя его участие в процессе переговоров по назначению премьер-министра на первый взгляд не очень заметно.
При этом Юрий Иванович подчеркнул, что его консультации с депутатами были не простыми и во всех переговорах «шел важный процесс примирения украинских элит Востока и Запада». И видимо, как раз момент примирения и стал ключевым во всей этой непростой истории.
Миротворец
Если бы политическим миротворцам в парламентских войнах, как это заведено в армии, выдавали в качестве отличия голубые каски, то у Литвина их уже было бы минимум две. Они бы, кстати, пригодились ему впоследствии, когда сторона, проигравшая в премьерской эпопее, начнет активно бомбардировать спикера. Но давайте по порядку.
Скепсис в отношении позиций Президента, очевидно, был вызван тем, что Виктор Андреевич явно поспешил и (напрасно!) понадеялся на незыблемость своего авторитета. Мол, только я зайду в парламент – и все волшебным образом проголосуют за мою кандидатуру главы правительства. Читай – гарантию сохранения страной плавучести. Ибо провал обещанного скорого формирования правительства – это явный кризис, это персональная ответственность Президента за все, это утрата доверия к Украине за рубежом, откуда не помогут уже никогда.
И Ющенко сам эту ситуацию усугубил, заявив перед отлетом в Америку о своем негативном отношении к политической реформе: к немногочисленным антагонистам в лице фракции Юлии Тимошенко, коммунистов и объединенных социал-демократов добавилась и прочие. Эти «прочие» (как, например, «Партия Регионов») даже изгнали из фракции тех, кто посмел проголосовать «за». Таким образом, первый раунд был за Юлией Тимошенко и ее разношёрстно-ситуативной командой. Однако первую каску Литвин заработал, заблокировав карточки отсутствующих депутатов: стань Юрий Ехануров во вторник премьером с помощью «мертвых душ», и мини-революция в парламенте с блокированием трибуны и прочими прелестями была бы неизбежной.
Наверное, поэтому заграничная пресса, страшно переживающая за судьбу украинской демократии, и донимала расспросами Литвина. По крайней мере с расспросами к спикеру двинулись представители некоторых передовых изданий мира, очевидно узрев в первом лице украинского парламента человека в большей мере, чем прочие ответственного за развитие ситуации в стране в ближайшее время. В частности, агентству Associated Press спикер заявил, что «оппозиция при поддержке некоторых бывших товарищей Виктора Ющенко будет искать пути дискредитации или даже смещения Президента. Эти попытки только начинаются».
Ну, а флагман польской периодики «Gazetа Wyborchа» добилась у Литвина признания, что фракция Народной Партии таки будет голосовать за кандидатуру Еханурова, и что сам спикер работает над тем, «чтобы другие фракции поступили так же». Очевидно, без этой работы на втором этапе Юрий Ехануров не получил бы необходимые голоса. И напрасно гневный Николай Томенко заявляет о том, что союз Ющенко и Януковича в виде подписанного ими меморандума о принципах сотрудничества оппозиции и власти есть предательство революции и возвращение Кучмы. Это, наряду с кровно необходимым назначением Еханурова (как опытного и равноудаленного от всех группировок чиновника), и есть вторая каска для Литвина.
Документ
Как уже было сказано выше, словесных обещаний Президента о том, что в стране будет проведена политреформа, сокращающая его полномочия и создающая систему коллективной ответственности, а так же отсутствие политических преследований и предоставление гарантий неприкосновенности прав собственности, оказалось недостаточно. И потому меморандум, подписанный Ющенко и Януковичем, может и быть декларативным, но это уже документ, скреплённый подписями первых лиц государства. А это уже совсем другой уровень отношений и, что самое главное – гарантий.
Конечно, можно анализировать его появление с другой стороны, и в результате прийти к самым ужасным выводам типа «фальсификаторы выборов останутся безнаказанными», «за Ахметова договорились» или «идеалы революции преданы». Но если утереть эмоциональные слюни, видно, что наконец-то был сделан нормальный, действительно по-европейски мудрый шаг: компромисс для сохранения в стране хоть какой-то стабильности. Не той «стабильности», которой во время правления Леонида Кучмы пытались залатать нарастающие дыры в информационном поле и сознании граждан, а таковой, что препятствовала бы революции в парламенте, а затем и политико-экономическому дефолту. А что же противоположная сторона? Проиграв в парламенте первый раунд, граждане-революционеры пожелают продолжения банкета. И председательствовать на нем, равно как и противодействовать ему, Президент Ющенко явно не имеет ни сил, ни желания.
Но пока на повестке дня куда более важные вопросы – бюджет и формирование нового Кабинета Министров, где словесные намерения премьера Еханурова опять-таки совпадают с выказанными накануне идеями Владимира Литвина. А именно, что «Президент должен назначить профессионалов, которые ставят государственную службу выше собственных политических амбиций». Действительно, хорошо бы, чтобы сами министры прислушались к совету спикера и пообещали не принимать участия в мартовских выборах. Но в принципе, и сам Литвин счел это малореальным.