Украинское пиво за последние десять лет деградировало до такой степени, что стало похоже на украинскую же политику – при всем богатстве выбора, шансов нарваться хоть на что-то стоящее, никаких.
Еще в конце девяностых найти в Киеве марку «Янтарь» было большой удачей - одноименный пивоваренный завод тихо обслуживал город Николаев и ряд близлежащих регионов относительно качественным пивом, и на столицу у него просто не хватало мощностей. В свою очередь, в Николаеве далеко не везде можно было найти тот же харьковский «Рогань», а уж про «Львівську пивоварню» не стоит и говорить.
Все изменилось с приходом мощного транснационального капитала с его бесконечным укрупнением и наращиванием проектных мощностей. Пива стало много и везде. И, если еще в начале нулевых иной черниговчанин испытывал удивление, прочитав на этикетке, что его бутылка «светлого» произведена на другом конце страны, то уже к середине это перестало вызывать какой-либо интерес. Да и кому какое дело, что «Львівське», на самом деле, родом из Запорожья? Вот только постепенно эта гонка по производству декалитров в сутки захватила и другие, более мелкие предприятия, и совершенно предсказуемо привела к тотальному снижению качества продукции.
Сегодня какое-нибудь «Микулинецьке» или «Бердичівське» можно без проблем приобрести в сети супермаркетов в любом областном центре. Упомянутым «Янтарем» в Киеве завалены все ночные лавки. Охтырка и Ровно заливают стремительно разливающиеся по всей стране «Океаны пива». Но что в итоге?
По личным наблюдениям, к концу нулевых у нас не осталось ни одной массовой марки пива, произведенного по простой и незамысловатой технологии, известной с XVI века (и впоследствии жутко разрекламированной самими же производителями) под названием «немецкий закон о чистоте пива»: вода, ячмень, хмель.
Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в пивной ряд любого супермаркета и уделить некоторое время изучению этикеток. Где-то чуть ниже рассказа об уникальности и супердревности технологии, по которой сварен именно этот, единственный в своем роде напиток, вы найдете его состав. В большей половине случаев он будет написан очень мелким шрифтом или затерян где-то среди информации о калорийности продукта и условиях хранения. Некоторые выносят эту информацию и вовсе на горлышко, так что ее извлечение превратится в увлекательное занятие. Ну, а уже во время написания этой статьи, по иронии судьбы, мне попался и вовсе уникальный вариант:
(увеличенное фото - в новом окне)
Как видим, информационная составляющая здесь отсутствует вовсе. Вместо нее – две передние наклейки. Или может это такая редкая разновидность пива – типа, Staropramen Зеркальное, limited edition и все такое. Со своей стороны могу лишь поручиться, что сам ничего не переклеивал и в фотошопе не рисовал. Такую и достал из ящика.
Однако это мелочи. Вернемся к составу. В лучшем случае к его классическому варианту у нас добавляются дрожжи, как в случае с «Оболонью» и «Першей приватной броварней». Кстати, на этикетке последних данный ингредиент появился относительно недавно, тогда как по вкусу, кажется, там намешано гораздо больше. Вторым по распространенности добавлением является мальтозная патока. О том, что это такое, каждый желающий без труда найдет в интернете, поэтому не буду заострять на этом внимание. Суть у обоих компонентов одна – ускорить естественный процесс брожения, чтоб набодяжить как можно больше пойла за единицу времени. Можно ли считать получившийся в итоге напиток, собственно, пивом – предмет отдельного непрекращающегося среди пивоманов спора, в детали которого мы также углубляться не будем.
Потому как, помимо этого счастья, тут же нас ожидают просто уникальные продукты. Возьмем, например, активно рекламируемый нынче новый мегаРогань, с загадочной нанотехнологией тройной фильтрации. Сначала все стандартно: вода, солод, ячмень… Когда же «после кукурузной крупы» нас ждет «натуральный краситель карамельный», это начинает настораживать. Ну, а то, что «хмель» в этом напитке стоит в самом конце списка – это уже деталь для гурманов, которые знают, что, по нашему законодательству, ингредиенты на этикетке должны быть расположены в порядке их убывания в продукте. Проще говоря, натурального красителя в этом «пиве» на порядок больше, чем хмеля. Зато «тройная фильтрация»!
Не менее умилителен состав родного «Черниговского», в котором, помимо уже знакомого по предыдущей марке перечня, присутствует отдельный список: крупа кукурузная, или крупа рисовая, или патока мальтозная, или ячмень. Можно ли утверждать, что все перечисленное является равноценными заменителями, особенно, если учесть, что речь идет о классическом светлом пиве? Не знаю. Но точно можно провести отдельную акцию – отправь 125 СМС и гарантированно получи пиво с ячменем. Ну, или, на худой конец, пополнение счета на 5 грн.
А вот перед нами «Арсенал Світле» – типа, пиво настоящих мужиков. Помимо все того же загадочного «красителя карамельного натурального» (интересно, какой цвет будет иметь это нечто без столь важного компонента?), здесь присутствует… диоксид углерода! Да-да, это тот, что делает газировку газировкой. Так что, дорогие мужики, поведясь на эту рекламу, вы, по сути, приобретаете какой-то тархун, закрашенный в карамельный цвет.
Причем этот самый диоксид углерода свойственен практически всем маркам, производимым «Славутичем». Даже «мабуть найкращому в світі» Carlsberg'у. И даже легендарному, если верить рекламе, «Львіському», которое преподносили «до столів королівських». Интересно, неужто и в XVIII в. накачивали газом?! Хотя чего брюзжать – углерод, он такой натуральный…
Все это быть может не так бы бросалось в глаза, в конце концов, я не спец-технолог, чтобы разбираться во всех тонкостях процесса, кабы не было с чем сравнивать. Ибо тут же, рядом, на тех же полках нас ждут некоторые яркие представители забугорного пива:
- Budweiser (Чехия): Вода, ячменный солод, хмель;
- Gösser (Австрия): Вода, ячменный солод, хмель;
- Heineken (Нидерланды): Вода, ячменный светлый солод, хмель;
- Hoegaarden (Бельгия): Вода, ячменный солод, пшеница, сахар, хмель, кориандр, натуральная цедра апельсина.
Последнее я привел специально – дабы показать, что там ребята тоже извращаются, но почему-то без дрожжей, красителей и углекислого газа. И что характерно, его производит тот же InBev, украинская дочка которого потчует нас рисово-кукурузным «Черниговским».
Еще одно хорошее сравнение: Velkopopovický Kozel Cerný, который у нас продается непосредственно чешского производства (вода, ячменный солод, хмелепродукты) отличается от Velkopopovický Kozel Světlý, который уже по лицензии изготавливает «Сармат», наличием пивных дрожжей.
А уж, если сравнивать чешское темное пиво с украинским темным… Ну, возьмем самое патриотичное – «Оболонь Оксамитове» («Пиво твоєї Батьківщини» как-никак): вода, солод ячменный светлый и карамельный, патока мальтозная, экстракт карамельного солода, хмель (опять на последнем месте). Это, типа, какая Родина, такое и пиво?
При этом нужно понимать, что упомянутые импортные сорта доезжают до нас запастеризованные и законсервированные донельзя. То есть их, на самом деле, нельзя сравнивать с натуральным, живым напитком, которым в изобилии можно насладиться где-нибудь в малых пивоварнях Чехии, Германии или Голландии, которые предпочитают варить пиво в рамках своего кабака, не стремясь залить им весь свет. По сравнению с этим, то, что нам ежедневно парят из долбоящика, да еще и требуя ответственного потребления, пивом нельзя назвать вообще. В лучшем случае, если пользоваться терминологией, принятой в пищевой промышленности, это могло бы именоваться как «пивной напиток, идентичный натуральному». А все эти классические заморочки насчет того, что хорошее пиво должно иметь высоту пены не менее 4 см и сохранять ее не менее 4 мин, выдерживая вес 10-центовой монеты – понты для приезжих. С пеной-то из укглекислого газа...
Впрочем, не все так плохо. Есть еще в этой стране образчик натурального вкуса, и это - «Сармат Світле». Едва ли не самое дешевое пиво Украины показывает на этикетке чистейший Райнхайтсгебот. Как такое может быть, пусть каждый решает для себя сам. Мне же лишь остается констатировать, что между украинским пивом и политикой гораздо больше общего, чем кажется поначалу.