В настоящее время известно более полутора тысяч глиняных чаш с заклинательными надписями на арамейском языке, происходящих с территории позднесасанидской и раннеарабской Вавилонии (ок. V — VIII вв. н.э.). Целями подобных изделий было защитить их владельцев от вреда со стороны демонов или враждебных людей, либо же наоборот причинить вред врагам.
Среди заказчиков и изготовителей заклинательных чаш встречаются христиане, мандеи и зороастрийцы, однако большинство их, по всей видимости, составляли иудеи.
Помимо глиняных чаш в качестве материала для заклинаний иногда также использовались человеческие черепа.
В настоящее время описано пять подобных артефактов.
Из них:
— 1 хранится в Филадельфии,
— 3 в Берлине
— 1 в собрании Мусаева (Dan Levene. Calvariae Magicae: The Berlin, Philadelphia and Moussaieff Skulls / Orientalia. Vol. 75, fasc. 4. 2006).
Надписи на них сделаны чернилами на еврейском вавилонском арамейском языке квадратным арамейским письмом. Их язык, письмо и содержание соответствуют надписям на иудейских магических чашах, поэтому оснований для сомнения в их еврейском происхождении нет.
Самая длинная читаемая надпись имеется на черепе из Переднеазиатского музея в Берлине (VA 2458):
фото: Череп VA 2458 из Переднеазиатского музея в Берлине
Целью данного заклинания было поразить враждебного демона или человека («бросить его на землю»). Имя Кефуфана, с обращения к которому начинается надпись, встречается в нескольких магических надписях на чашах, а также в мандейских источниках в качестве имени демона (kwp rb’).
Примечательно, что семь иудейских ангелов заклинаются здесь именем демонического существа Бартитбы, мать которого — сестра Либат («языческой» месопотамской богини Делебат, т.е. Венеры), а отец — внук Лилит.
Возможно Бартитба тождественен демону Бартиту, который упоминается в Талмуде (ВТ Шаббат, 67а) и в надписях на заклинательных чашах.