Мы с мужем недавно переехали в район замка Блэкрок в Корке (Ирландия — прим. пер.), так что теперь у меня из окна открывается вид на великолепную Ли, и я могу наблюдать, как прибывают и уходят корабли.
Меня всегда очаровывала их таинственность, всегда было интересно, откуда они приплыли, куда уплывают, и что там в этих ярких контейнерах?
С удивлением узнала от своего мужа, что 26 апреля 1956 года из порта Нью-Йорка и Нью-Джерси в Хьюстон отправился первый «настоящий» контейнеровоз — SS Ideal X.
Спустя 30 лет в этот же день, 26 апреля 1986 года, в субботу, на ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей Чернобыля и окрестностей обрушилась самая большая и разрушительная ядерная катастрофа всех времен.
Подхваченное южными ветрами, ядовитое радиоактивное облако медленно поплыло на север, на 70% осев в виде осадков на территории соседней Белоруссии и Западной России.
Взрыв, выплеснувший смертоносное радиоактивное излучение на 7 км ввысь, в ночное небо, откуда оно с ужасающей скоростью разнеслось ветрами по всему миру, стал тем самым причиной самой тяжелой ядерной катастрофы в мире.
Новое слово «Чернобыль» вошло в историю языка, в историю мировых катастроф и мировую историю со смертельной и страшной силой. Светило солнце, дул ветер, шел дождь и вместе с ним ядовитые радиоактивные вещества.
Сегодня вокруг Чернобыля существует 30-километровая зона отчуждения. Эвакуированы массы людей, дома, села, города оставлены навсегда.
Радиация остается, так или иначе, навсегда. На самом деле, она никогда не исчезает, многие радиоактивные изотопы, выброшенные из разрушенного горящего реактора в Чернобыле, обладают одними из самых долговечных и опасных излучений.
В ряде случае это продлится более 25000 лет.
В России День памяти жертв Чернобыльской катастрофы 26 апреля называют «Днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах»; в Беларуси — «Днем памяти о чернобыльской катастрофе».
Я одинаково потрясена, когда думаю о том, что произошло 32 года назад, и когда я думаю о Чернобыле сегодня, в четверг, 26 апреля 2018 года.
Несколько поколений мужчин, женщин и особенно детей, которые пострадали от радиации больше всего, поскольку их растущие организмы более подвержены ее воздействию, по-прежнему несут в себе Чернобыль и передадут его будущему (поколению людей).
Этот трансгенерационный феномен под названием «Наследие Чернобыля» наряду с «Сердцем Чернобыля» стали новыми словосочетаниями в нашем языке.
Никто не сможет отменить действие этой уникальной в своем роде шокирующей ядерной аварии; ее радиоактивный след останется на нашем мире во все времена, затаившись и поражая будущие поколения своим смертельным наследием.
Возможно, мы никогда не узнаем реальные масштабы загрязнения, возможно, мы никогда не сможем их доказать, как какую-нибудь теорему геометрии, но трагедия Чернобыля абсолютно реальна.
В то время как весь мир сегодня размышляет об этом темном и пугающем дне, наставшем 32 года назад, нас немного успокаивает тот факт, что деятельность Ирландии на протяжении всех этих лет, наконец, дала результат.
Организация Объединенных Наций прислушалась к нашим пожеланиям и навсегда установила 26 апреля «Международным днем памяти о чернобыльской катастрофе».
Этот особый день дает нам возможность как следует поразмыслить над уроном, который катастрофа нанесла как людям, так и окружающей среде.
Он имеет глобальное значение, поскольку всемирным голосом, цепной реакцией языков, рассказывает жертвам Чернобыля, как нынешним, так и грядущим, что они не будут забыты.
Этот особый день Глобального Осознания того, что произошло в Чернобыле, будет оставаться незыблемым; всегда помня, чествуя, чтя, это будет день обновления и изыскания новых возможностей, новых инициатив по облегчению дальнейших страданий людей и их стран.
Да, я помню Чернобыль 32 года назад. Да, я помню Чернобыль сегодня. Да, я буду помнить Чернобыль завтра, и в следующем году, и в следующем десятилетии, и в следующей жизни.
К сожалению, Чернобыль, Фукусима, Хиросима, Нагасаки, атолл Бикини, Казахстан, теперь навсегда.
Когда я смотрю из окон моего нового дома на берега моей прекрасной Ли, здесь, в нашей прекрасной стране, мои мысли, мое сердце и мои молитвы уходят туда, к моим многочисленным друзьям в пострадавших районах Чернобыля, все еще страждущим, все еще жертвам, все еще трагической, все еще катастрофической, ужасной ядерной катастрофы.
Невинные люди, невинная земля, невинные птицы и животные, сады, поля, цветы, леса, реки, все, потеряно, уничтожено, отравлено, навсегда, в этих Помпеях наших дней.
Когда я вглядываюсь в стремительные потоки реки Ли, несущиеся куда-то вдаль, в белые облака, которые бегут по далеким холмам Тиволи, я вспоминаю о Чернобыле, и также вглядываюсь в себя. Я перепосвятила свою жизнь и свою деятельность невинным жертвам чернобыльской трагедии.
Жизнь прекрасна; Чернобыльская трагедия и авария на Фукусиме не возобладают. Дети будут жить; дети будут расти; это наше будущее. Мы не наследуем землю от наших предков, как правильно заметил американский эколог Дэвид Брауэр, «мы заимствуем ее у наших детей».
Давайте сегодня пообещаем снова и снова браться за эти прекрасные детские руки, и исцеляться от боли и прикасаться к небесам (отсылка к девизу организации, возглавляемой Рош: «Чтобы ушли боль и страх, иногда достаточно всего двух рук», — прим. пер.).
Больше никаких трагедий. Больше никаких катастроф. Больше никаких Чернобылей. Больше никаких Фукусим.
*Ади Рош является основателем и генеральным директором благотворительной организации Chernobyl Children International.