«Дом» покинутых секретов Иры Цилык

Недавно завершились съемки нового короткометражного фильма Иры Цилык «Дом». Сюжет этой холодной, несколько мистической ленты разворачивается в 40-х годах в Галиции и рассказывает о людях, чью жизнь кардинально изменили обстоятельства.

Главные роли в картине исполнили Екатерина Молчанова («Моя русалка Моя Лорелей») и Дмитрий Ярошенко («Уроки украинского»).

О том, как этот фильм перекликается с «Музеем покинутых секретов» Оксаны Забужко, как работалось с Тарасом Прохасько в качестве актера и как кинематографическое переплетается с литературным, рассказывает Ира Цилык.

О чем будет ваш новый фильм?

Я подготовилась к этому сложному вопросу — «о чем ваш фильм?» — и как-то накатала стихотворение-ответ:

Ось ідуть двоє. Такі натомлені, клумаками, мов дітьми, обвішані.

Перед ними — біле ніщо з тонким мереживом стежок-судин.

І вона ступає, і він накриває її сліди своїми — більшими

так, аби здавалося, ніби цим полем ішов хтось сам-один.

Так, неначе нікого і не було. Сніг засипле усі сховки, лігвища,

всі минулі життя, всю незахищеність спогадів хилитку.

І вона думає: в разі чого я не згадаю уже наше прізвище.

І він думає: в разі чого я встигну висмикнути чеку.

Ми забули свіжість хрумкої білизни, бій годинника, пил від борошна

на столі, покої в сутінках, запах кофію, дні уродин

так, немовби нічого і не було, так, неначе замість всього — порожньо.

Заховай в моїй спідниці острижену голову. Я — твій дім.

Я — твій храм, твій простий теперішній час, обітниця твоєї безмовності,

твій маяк, твоя зірка, твоя твердінь просолених узбереж.

І вона іде, і він замітає їхні сліди, зрозумівши повністю,

що назад шляху немає. І вперед немає, насправді, теж.

...а если серьезно, сама несколько раз меняла свое мнение о том, о чём мой фильм «Дом». На поверхности — тихая холодная несколько мистическая история о двух людях, которых репрессии и близкое присутствие врагов заставили отказаться от привычной жизни, от дома, но при этом всё равно сохранить этот дом в себе.

Сюжет ленты переносит зрителя во вторую половину 1940-х годов...

Да, события разворачиваются в Галиции, но это не фильм о повстанцах УПА и, тем более, не «о бандеровцах» (несколько раз слышала такую трактовку), не про героев, а лишь о людях, чей мир необратимо изменили обстоятельства.

Хотя, должен признать, в свое время меня вдохновила на некоторые решения сюжетная линия романа Оксаны Забужко «Музей покинутых секретов» о деликатной барышне, которая, как и многие женщины того времени, стала подпольщицей УПА, скрывалась в лесных укрытиях вместе с другими повстанцами и уж сама не могла вспомнить, была ли у неё та другая жизнь — с льняными скатертями, кружевными воротничками, тиканьем часов в звонких комнатах ее большой городской квартиры?

Впрочем, я пыталась снять эту короткометражную ленту так, чтобы оставить место для определенной универсальности истории, поскольку во все времена у большинства народов мира кто-то и должен был оберегать свой дом от чужаков. Звучит несколько патетически, хотя патетики в процессе съемок мы как раз старались избегать как можно больше.

Когда родился замысел вашей новой ленты?

Я написала этот сценарий осенью 2013-го, то есть еще до Майдана. А получила возможность его реализовать уже когда, кажется, внутренне прожила несколько новых жизней. Если честно, я пыталась в какой-то момент отказаться от этого проекта... Сложная тема, скользкая дорожка теперь. Впрочем, я поколебалась несколько месяцев и примирилась с собой. Даже наоборот — проживая день за днем все эти повторения повторений, нашла в себе новую оптику для взгляда на материал.

Если так подумать, мои же «родовые травмы» тоже при мне, и я много думаю последнее время, скажем, о своих прапрабабушке и прапрадедушке. Их с их польской фамилией и богатой усадьбой на Житомирщине в свое время «раскулачили», вот только прапрабабушка ухитрилась как-то убежать с этапа на Соловки, а ее муж — нет. Она прожила долгую жизнь и больше никогда его не увидела... В конце концов, в каждой семье полно своих «Музей покинутых секретов».

Как возникла идея пригласить в фильм Тараса Прохасько? До этого он появлялся только в двух короткометражных лентах Моха «Цветы святого Франциска» и «Бегство в Египет».

Когда я пыталась объяснить кастинг-директору, какой смотритель церкви нужен нам в одном из эпизодов, то постоянно ставила в пример Тараса Прохасько как некий референс. «Мне нужен такой герой, чтобы светился изнутри». И вот я смотрела, смотрела фотографии актеров, а потом думаю вдруг — стоп, а разве я не могу снять самого Тараса?

На самом деле, типажно точные непрофессиональные актеры порой привносят в кадр такую особую органичность, которой никогда не слепишь намеренно. В результате мне было очень интересно поработать с Тарасом, надеюсь, и он что-то для себя получил на нашей съемочной площадке.

Вы сыграли одну из ролей в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан» Алёны Демьяненко. Эта лента собрала в качестве актеров многих-многих украинских режиссеров. Как работалось в такой компании?

А это в продолжении разговора о непрофессиональных актерах в кино. Мне кажется, довольно интересная и удачная была идея — пригласить разных женщин-режиссёров на эпизодические роли политзаключенных на каторге. Ведь режиссер, как ни крути, — это человек с непростым характером, и в кадре это чувствуется.

Еще таких ярких девушек собрали, ух... Весело было вместе прозябать в тюрьме, париться в бане, бить солдата, защищая нашу подругу, и «мерзнуть» в кожухе и валенках, изображая лютую сибирскую зиму в киевских +25.

И в «Моей бабушки Фанни Каплан», и в вашей новой картине «Дом» главную роль исполнила Екатерина Молчанова. Как работалось с ней?

Я Катьку с ее удивительной фактурой давно заметила, и на съемочной площадке у коллег окончательно утвердилась в своем желании снимать именно эту актрису. А её мужа в нашем фильме сыграл Дмитрий Ярошенко. Эта пара получилась, на мой взгляд, красивой и пронзительной. Работать с ними двумя — одно удовольствие. Настойчивые, профессиональные, очень талантливые. И еще, если честно, в сотрудничестве с актерами я всегда ищу стиль актерской игры, лишенный характерной экспрессивности, то есть тот, который руководствуется принципом «мало — это действительно много».

Мне кажется, что кино и литература в вашем творчестве сосуществуют гармонично. А как на самом деле? Писательская и кинематографическая деятельность дополняют друг друга, или находятся в конфликте?

Та уже как-то живу с ними — ссоримся, миримся. По-разному бывает. Иногда на первый план выходят литературные проекты, а кино — стоит на паузе. Иногда, наоборот. Так или иначе, думаю, уже давно идёт речь о явном симбиозе этих двух моих видов деятельности.

Скажем, я неоднократно слышала мнения критиков, моя проза — кинематографична. Возможно, я действительно почти всегда вижу то, о чем пишу. Кино, к сожалению, по нынешним правилам игры не получается снимать часто (согласитесь, кинорежиссеры, в отличие от своих коллег — операторов, звукорежиссеров, художников и т. д., имеют едва ли не меньше всего практики), а вот ноутбук — всегда рядом, на нём можно в любое время творить свое «кино без пленки»...

Тэги:

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
Появилось видео, как Обама спас Байдена от позора
В Индии столкнулись два поезда – погибло немало людей
В Индии столкнулись два поезда – погибло немало людей
Пиранька: боец ВСУ попала в скандал из-за бордов с "выпадающей грудью"
Пиранька: боец ВСУ попала в скандал из-за бордов с "выпадающей грудью"
Установлен мировой рекорд скорости электромобиля - 438,7 км/ч
Установлен мировой рекорд скорости электромобиля - 438,7 км/ч
Самый высокий пёс из ныне живущих: такого звания удостоился немецкий дог Кевин
Самый высокий пёс из ныне живущих: такого звания удостоился немецкий дог Кевин
Билли Айлиш с 11 лет смотрела порно и заработала сонные параличи
Билли Айлиш с 11 лет смотрела порно и заработала сонные параличи
Сумерки богов (2024): тизер и дата выхода анимационного сериала, в котором много насилия и секса
Сумерки богов (2024): тизер и дата выхода анимационного сериала, в котором много насилия и секса
Появилось видео, как Байден снова «потерялся» на публике
Появилось видео, как Байден снова «потерялся» на публике
В итальянском парламенте произошла эпичная драка
В итальянском парламенте произошла эпичная драка
Жуткий пожар в Кувейте оборвал десятки жизней – видео с места трагедии
Жуткий пожар в Кувейте оборвал десятки жизней – видео с места трагедии
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?