Автор:
Александр Рыбалка
Александр Рыбалка, газета "Новости недели" (Израиль)
Писатель (Израиль)
03.02.06 13:27
4213
Когда в Израиле говорят об антисемитских инцидентах за рубежом, это воспринимается как что-то отдаленное, не имеющее к нам отношения. У нас свои проблемы – терроризм, инфляция, экономический кризис... Однако резня в московской синагоге затронула меня несколько ближе, чем многих израильтян.
Вскоре после нападения на синагогу мне сказал один из знакомых:
- Слушай, а это ведь твоего приятеля порезали!
- Моего приятеля?
Оказалось, что жертвой нациста стал молодой парень, читающий Тору по субботам в нашем миньяне. По субботам в синагоге в одной из комнат собирается отдельная группа, из работяг – что называется «амха», «народ Твой» - им бы поскорее помолиться и пойти домой. Начинают в 10 утра, чтобы выспаться, в 12 уже заканчивают...
Близенько, близенько в этот раз прошла красная линия...
Когда Менахем, с рукой на перевязи, появился в синагоге, я наседал на него до тех пор, пока он не согласился подробно рассказать об инциденте. Полностью нашего героя зовут Менахем-Аарон, фамилия – Иехезкели. Ему 19 с половиной лет, учится в хабадской ешиве «Томхей-Тмимим», выходец (не он сам, а его родители) из одной из восточных общин. Сам Менахем-Аарон родился в Израиле.
- Менахем, за каким чертом тебя понесло в Москву?
- Я сейчас учусь на раввина, буду сдавать на смиху (раввинский диплом – А.Р.). Для практики, и чтобы помочь местной религиозной жизни, меня послали на практику в Москву.
Тут я хочу сказать, что подобная практика широко распространена у любавических хасидов. Ребят, которые учатся на раввина, посылают в другие страны – с одной стороны, дают возможность посмотреть мир (ведь многим из них придется работать «шалиахами» - посланцами любавической общины по всему миру), с другой стороны – дармовая помощь в организации работы.
- Расскажи, как было дело, с самого начала.
- Здание, о котором идет речь – это не просто синагога, а целый еврейский центр, в котором находятся, кроме молельного зала, и библиотека, и столовая, и компьютерный класс, и много чего еще. Несколько этажей, соединенных между собой лестницами. Я находился в компьютерном классе, когда этажом ниже раздались какие-то крики. Кто-то заглянул из коридора, и попросил меня спуститься и посмотреть, в чем дело.
- А что, кроме тебя, некому было?
- Нет. В компьютерном классе в этот момент кроме меня находились два старика и одна женщина. И позвал меня из коридора какой-то старик. Как оказалось потом, в этот момент шла вечерняя молитва. Нацист (тут я хочу заметить, что на протяжении всего разговора Менахем-Аарон называл нападавшего «нацистом» - А.Р.) заглянул в молельный зал, увидел там много людей и побоялся нападать – его бы просто убили сразу. Он побежал по коридору к лестнице. На пути ему встретился какой-то человек, он ударил его ножом. Следующий ему встретился рабочий-таджик, которого пригласили, чтобы помочь починить крышу в общинном центре – он ударил ножом и таджика. Раненые стали кричать, к этому моменту спустился и я, как раз выйдя к нему навстречу. Я попытался перехватить нациста, но он ударил меня ножом один раз по лицу...
Менахем-Аарон демонстрирует уже заживающий шрам на щеке...
- ...а второй раз – ножом в шею. Слегка повредил нерв, и нож прошел всего в семи миллиметрах от шейной артерии. Еще немного – и я бы уже был «в грядущем мире» (так верующие называют рай – А.Р.). Но тут выскочили Коган (раввин синагоги – А.Р.), его сын, еще люди – все вместе мы его скрутили. После этого раненых отвезли в больницу, мне зашили раны, кого надо – прооперировали.
- А как сейчас твое здоровье?
- Слава Богу!
- А нападавший кричал что-то во время разни или действовал молча?
- Там все что-то кричали, но что – я не разобрал, ты же знаешь – я не понимаю по-русски.
Остальные рассказы Менахема-Аарона о его жизни в Москве к теме нападения не относятся, и я решил найти наиболее серьезно пострадавшего человека – раввина Михаэля Мишуловина, гражданина США. Задача эта облегчалась тем, что его его дядя, с точно таким же именем – Михаэль Мишуловин, и тоже раввин – проживает в Израиле.
Мишуловин-американец был ранен серьезно, потерял два с половиной литра крови, попал в реанимацию. Однако врачи его откачали, так что он смог поделиться своими впечатлениями с дядей, а дядя – со мной.
Впечатления, собственно, не отличаются от сообщенного Менахемом, за одной маленькой подробностью, которую израильский юноша понять не мог за незнанием русского языка: когда появился охранник, он вступил в бой не сразу, а сначала крикнул: «Погодите, я принесу пистолет из сейфа!» И только когда увидел, что, собственно, уже справились и без него – бросился на задержание уже задержаного, по существу, преступника, и даже умудрился получить мелкие порезы как знак своего «геройства».
Так что же – охранник стоял на посту без пистолета? Где вы такое видели? Да ведь и не овощной ларек он охраняет, а синагогу – место повышенной опасности!
Говоря откровенно, любой охранник мог – теоретически – забыть пистолет в сейфе, выходя на дежурство. Конечно, это свидетельствует о нулевом уровне профессионализма... Но подобное совпадение в тот день, когда произошло нападение на синагогу (а на синагоги, слава Богу, пока в России нападают не каждый день!) выглядит по меньшей мере странным!
А теперь обратимся к внешнему виду преступника. Большинство непричастных к миру неонацизма людей думают, что скинхеды обычно лысы, как колено. Это не совсем так. Брить голову – занятие довольно сложное и утомительное, поэтому скинхеды бреются налысо только к большим праздникам, сборам, концертам «скиновских» групп и т.п. Обычно признаком скинхеда является короткая стрижка. А носят скинхеды специальные куртки-«бомберы» (довольно толстые куртки, чтобы удары были малочувствительны), на ногах – высокие ботинки со шнуровкой – «гриндерсы». Весь этот набор был в тот день на Алексее Копцеве – задержанном нацисте, так что разговоры о том, будто Копцев не входил ни в какие группировки, представляется мне сомнительным. Хотя, конечно, бывают и «дикие» (не входящие в группировки) скинхеды.
Охранник, как мне сообщили, был «из местных». Так что – он не знал, как выглядят скинхеды? Почему человек в полном костюме скинхеда был допущен в синагогу? Почему его не остановили, когда зазвенела рамка металлоискателя? (Официальный ответ: «Копцев сказал, что звенит прядка от ремня». Так в чем дело? Вынь ремень, и пройди еще раз!) Почему охранник именно в тот день оказался на вахте без оружия?
Вам не кажется, что чересчур много совпадений для одного случая?
Сейчас нам пытаются представить Копцева эдаким психопатом, типа арабских террористов-самоубийц – «вот, убью хоть одного еврея, а потом пускай в меня стреляют». Правильно, так и было бы, окажись у охранника пистолет. Однако на практике выяснилось, что Копцев не рисковал ничем – он сильно поранил семерых евреев и одного таджика, живым оказался в тюрьме (став при этом «героем» русских нацистов), да еще имеет неплохие шансы оказаться в больнице на «спецлечении», буде его признают невменяемым.
Так кто же организовал нападение нациста на синагогу? А в том, что оно было организовано, нет никаких сомнений. Буквально на следующий день какой-то ростовский нацик, подражая Копцеву, напал на ростовскую синагогу – его в две минуты скрутили и сдали в милицию. При этом надо сказать, что ростовскому нацику крупно повезло – там в этот момент не оказалось бывшего криминального авторитета Д., мастера спорта по боксу в тяжелом весе (я о нем писал однажды). Боюсь, похождения юного ростовского нациста закончились бы в лучшем случае реанимацией.
Итак, какой вывод можно сделать из всего услышанного?
Первое – Алексей Копцев вовсе не был настолько невменяемым, как его сегодня хочет представить российская пресса. Он шел убивать евреев, зная, что стрелять по нему не будут.
Второе – кто-то «организовал» охрану в день нападения таким образом, чтобы нападение стало возможным, и чтобы сам нападавший при задержании не сильно пострадал. Таким образом, подобные нападения станут возможны и в дальнейшем.
Представляется крайне маловероятным, чтобы столько сложные действия были организованы какой-либо из малочисленных, разрозненных скинхедских группировок. Самая мощная из них – «Шульц 88» - руководители которой недавно осуждены, включала в себя максимум 20 регулярных «бойцов».
Нет, за нападением на синаогу стояла гораздо мощная структура. И можно сказать, они добились своего.
Показали всему миру, что в России «свирепствует нацизм», и только гарант Конституции сможет остановить страну от погружения в кровавый хаос.
А заодно – лишний раз показали евреям их место в России. Всего в семи миллиметрах от смерти.