Стремительный вихрь глобализации, вестернизации, унификации, фейсбукизации и прочих «-ций», создает ложное впечатление победоносного шествия западного мировоззрения и образа жизни, либеральных ценностей и неминуемой евроинтеграции пространства от Черного до Каспийского моря.
На этом фоне критически резкое усиление роли Анкары в социально-политических, экономических, и культурных процессах на Балканах, Кавказе и в Восточной Европе, необъяснимым образом проходит мимо внимания опытных политиков и маститых экономистов, знаковых журналистов и звезд блогосферы Запада.
Страшась остаться наедине с исламским радикализмом, вашингтонские стратеги потакают амбициям давешнего союзника. Великие мира сего стараются не замечать турецкую «деликатную дерзость» в Черноморском регионе в обмен на иллюзорную возможность свалить на Анкару ответственность за происходящее на Ближнем Востоке. Кроме того, США надеются использовать Турцию для сдерживания иранской экспансии и противовеса устремлениям Кремля на Кавказе. При этом они не отдают себе отчет в том, что легко получаемые балканские и кавказские кусочки только разжигают аппетит «анатолийских тигров».
В свою очередь, Анкара, ошалев от долгих лет пребывания на задворках большой геополитической игры, без устали примеряет на себя роли миротворца, дипломата, инвестора, посредника, советника, авторитета и законодателя мод.
Воспользовавшись уже упомянутым ослабевшим вниманием США и сосредоточенностью ЕС на решении собственных экономических проблем, Анкара обрушила всю свою энергию на «бедные предместья Европы» Балканы и Восточную Европу.
Первые лица Турции буквально фонтанируют османоцентристские идеи, порождающие локальные бури негодования в региональных СМИ. Однако пиар есть пиар: волна журналистского недовольства рано или поздно схлынет, а в неокрепших умах обывателей останутся нехитрые тезисы святой троицы Эрдоган-Гюль-Давутоглу.
Так, несомненным хитом года прошедшего, безусловно, останется заявление неугомонного Давутоглу о том, что не будь османских архивов Сербия оставалась бы страной без истории. Среди последних недвусмысленных заявлений Эрдогана, которого исламистские СМИ все чаще называют «султан», особняком стоит буквально взорвавшая сербский и македонский интернет фраза о возможности создания Великой Албании. К этому бесславному ряду проимперских оговорок стоит также отнести высказывание Эрдогана о том, что Босния и Герцеговина на самом деле всего лишь одна из 81 турецких провинций и поэтому забота о Сараево такая же прямая обязанность Анкары, как обеспечение жизнедеятельности Измира, Бурсы или Карса.
В знаменитой «настольной книге неоосманиста» «Стратегическая глубина», вышедшей в 2001 году из-под пера бессменного министра иностранных дел Турции А.Давутоглу, последний предрек, что своеобразным «строительным материалом для воздушных замков турецкой мечты» послужит турецкое и мусульманское население Балкан, Черноморского региона и Кавказа (крымские татары, гагаузы, аджарцы, турки-месхетинцы).
Действительно, всю прошедшую декаду турки пытались активно эксплуатировать общие тюркские корни и конфессиональную принадлежность к исламу ряда народов Черноморского бассейна, прежде всего крымских татар и гагаузов Украины, Молдовы и Болгарии.
Несмотря на все заявления правительства Эрдогана о «исламе 2.0»
При этом испытательными полигонами данной тактики выступают Болгария (регионы компактного проживания турок Кырджали, Разград) и Украина (Крым). Сегодня якобы независимый главный муфтият мусульман Болгарии превращен в неформальный центр влияния на всех мусульман этой страны (даже этнических болгар-помаков и цыган), всецело контролируемый Турцией. Протурецкие исламисты Болгарии и не пытаются скрывать этот факт. Глава Высокого совета муфтий Болгарии в СМИ открыто ссылается на времена турецкого Халифата, когда кандидатуры религиозных руководителей должны были получить одобрение Стамбула. Под диктовку Анкары муфтият пытается вовлечь государство в конфликт с мусульманами провоцируя как одну, так и другую сторону.
В самой Турции, между тем, отсутствует самостоятельный муфтият, но есть Диянет (Управление по религиозным делам) государственная структура. Таким образом, все турецкие муфтии состоят на государственной службе, что является очередным доказательством настоящего источника идеи исламского объединения Восточной Европы. Дирижируя муфтиями в границах бывшей Османской империи, Анкара открыто пытается объединить исламское меньшинство в странах Восточной Европы. Официальное сотрудничество (и неофициальное содержание и дотирование) с религиозными, благотворительными и культурными НГО балканских стран, Украины и Молдовы ведется также сетью ТИКА и Министерством культуры Турции.
Болгарские теологи отмечают удивительное сходство действий Турции (практически прямое копирование) в украинском Крыму и Болгарии. В Крыму «умеренный» турецкий ислам теснит эмиссаров Катара и Саудовской Аравии, которые доминировали на полуострове в начале века. Очевидно, что структуры Духовного управления мусульман Крыма сегодня являются фактическими заложниками политики неоосманизма.
В настоящее время Анкара щедро финансирует реставрацию памятников османского времени и спонсирует возведение новых мегаломанских мечетей. Например, Турция взяла на себя соцобязательство построить т.н. Соборную мечеть Крыма, которая должна стать самым большим исламским храмом Украины.
Еще один неубиенный козырь Анкары значительный инвестиционный потенциал «разогретой» и динамично развивающейся турецкой экономики на фоне застойных и кризисных явлений в хозяйстве ЕС. На Западных Балканах Анкара воспользовалась уходом ряда французских и немецких компаний с местных рынков, неудовлетворительным кредитованием со стороны итальянских и австрийских банков, обвальным снижением греческих инвестиций, что создало определенный дефицит капитала в регионе.
Характерно, что турецкие инвестиции в экономику стран Восточной Европы и Балканского региона, как правило, осуществляются в районы компактного проживания мусульман. Анкара кредитует ряд масштабных экономических проектов в юго-западной Сербии (Санджак район компактного проживания бошняков-мусульман), самопровозглашенном Косово и западных (албанских) районах Македонии, а также обновление транспортной инфраструктуры центральных (мусульманских) районов Боснии и Герцеговины.
Касательно Болгарии и Украины пикантность ситуации состоит в том, что турецкий капитал балует своим вниманием районы с наиболее высоким процентом крымских татар (Симферопольский и Бахчисарайский), турок и болгар-помаков (Кырджали, Разград).
Наш постпостиндустриальный и постмодернистский мир разительно отличается от индустриальной эры. Каких-то 100 лет назад, в январе
В этой статье политическая, экономическая и религиозная составляющие экспансии Турции в бывшие европейские владения Османской империи обрисованы совсем кратко. Проникновение Анкары в культурную и гуманитарную области, а также обработка восточноевропейской молодежи и даже домохозяек нуждаются в отдельном, более подробном изложении.